6 октября директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко обнародовал перед СМИ решение Шевченковского районного суда от 2 октября 2006 г., который постановил отказать Гаяне Атаян в удовлетворении ее требований как истца к ООО «Эстамп» и Киевскому музею русского искусства о защите авторского права.
История этой долгоиграющей тяжбы такова. С 10 июня по 15 июля 2004 г. в помещении Киевского музея русского искусства проходила выставка «Украинская живопись. Из частных коллекций», организованная галереей «Эстамп» и Министерством культуры и искусств Украины под патронатом вице-премьер-министра Украины Дмитрия Табачника.
Для создания каталога и экспозиции выставки многие коллекционеры предоставили более 150 произведений изобразительного искусства, отбором которых занимались специалисты, имеющие большой опыт работы с произведениями классиков украинского искусства советского периода. Среди экспонированных на выставке картин были и четыре работы: «Седнев», «На базар», «Сбор урожая» и «Свадьба», автором которых значилась Татьяна Ниловна Яблонская.
Узнав об открытии выставки, дочь художницы госпожа Атаян заявила организаторам, что первые три картины не являются авторскими работами Татьяны Ниловны, а четвертая, возможно, авторская копия, но настолько изуродована неумелой реставрацией и доработкой, что утратила черты, присущие авторской манере ее матери. Хотя ни одна из них у устроителей выставки сомнений относительно подлинности не вызвала. К тому же все работы принадлежали разным коллекционерам и были приобретены ими в разное время и в разных местах. К примеру, во время отбора картин владелец полотна «Седнев» предоставил сертификат аутентичности данной работы, выданный Национальным музеем Украины. На обратной стороне этой работы имелись три этикетки: паспорт произведения и пропуска, выданные дирекцией выставок Национального союза художников Украины. На всех картинах в правом нижнем углу присутствовала совокупность слов или знаков, идентифицирующих Татьяну Яблонскую как автора. Кроме того, для устранения возможных сомнений были взяты пробы для проведения химических исследований, результаты которых не подвергали сомнению авторство Татьяны Яблонской.
Тем не менее в день открытия выставки госпожа Атаян позвонила организаторам с требованием объявить все работы Татьяны Яблонской подделками. При этом дочь художницы не является по специальности экспертом и экспозиции, о которой идет речь не видела. Каталог же на тот момент в продажу еще не поступил. Сама художница Татьяна Яблонская в связи с тяжелым состоянием здоровья в тот момент не покидала свою квартиру и не могла посетить выставку.
1 июня 2006 г., вступив в права наследства, дочь художницы обратилась в суд с иском к ООО «Эстамп» и Киевскому музею русского искусства о защите авторского права и попросила суд обязать ответчиков опубликовать в СМИ сообщения об опровержении авторства Татьяны Яблонской экспонируемых картин. А 4 августа этого года истица обратилась в суд с заявлением об изменении оснований и предмета иска и попросила суд кроме заявленных требований признать информацию, распространенную в каталоге выставки относительно авторства Татьяны Яблонской, недостоверной.
Комментарии
Юрий Вакуленко. Директор Киевского музея русского искусства
Наш музей был несколько удивлен какой-то нездоровой шумихой вокруг так называемого «Дела Яблонской». Я считаю, что это выражение, возникшее в СМИ, носит несколько оскорбительный характер для имени этой великой художницы. Непонятно, кто кого в данном случае судит. Дочь Татьяны Ниловны Гаяне Атаян развила по этому поводу очень крупную PR-кампанию. Музей не высказывал свою позицию, поскольку мы считаем, что только суд может обозначить вину любого человека или организации. Нашу позицию мы можем обозначить так: уважаемая госпожа Атаян замахнулась на связь между музеем и художником. Это, в конечном счете, дело ее совести. Кстати, не так давно нам на глаза попала работа Татьяны Яблонской, на обороте которой уже летом 2006 г. Гаяне Атаян, представляясь дочерью Татьяны Ниловны, подтверждает данную работу как авторскую. Тем самым она опровергает собственное утверждение о том, что не собирается быть единственным экспертом творчества своей матери. Мы же, со своей стороны, оставляем за собой право проверить все факты, приведенные со слов госпожи Атаян в СМИ по этому поводу, в законном порядке. Насчет встречного иска мы подумаем.
Гаяне Атаян художница, дочь Татьяны Яблонской
В ближайшие дни я подам апелляцию и буду стоять до конца. Тем более что моя мама не признала подлинность этих картин. Наша сторона во время слушания дела настойчиво добивалась, чтобы была проведена экспертиза. Но суд сделал все, чтобы она не была проведена. Хотя эти подделки были сделаны на таком низком уровне, что факт фальсификации очевиден. Мне очень жаль, что мои оппоненты настаивают на том, что моя мама по состоянию здоровья не видела экспозицию, а значит и не могла опровергнуть своего авторства. Мне кажется, что эти люди воспользовались этим как аргументом, значит виноваты они вдвойне.
Этикетки на обратной стороне указанных картин легко подделываются и не являются документом, который может свидетельствовать об авторстве. Экспертное же заключение должно выдаваться официально и с фамилией эксперта. Мы не увидели в процессе ни одного заключения с подписью авторитетного искусствоведа, который бы подтвердил авторство этих работ. Был предоставлен лишь химический анализ, но я очень сомневаюсь, что он действительно был сделан. К тому же химик не может судить об авторстве работ Яблонской.