Несмотря на то, что книги Сергея Довлатова продолжают пользоваться большой популярностью среди читателей, театральные режиссеры очень редко обращают внимание на его романы и рассказы. Академические киевские театры продолжают его игнорировать, поэтому особо интересна премьера, которая состоялась в аматорском театре «Черный квадрат». Режиссер Андрей Курилко поставил спектакль «Обреченный на счастье», в котором скомпилировал несколько рассказов писателя.
Критики часто обходят своим вниманием творческое объединение «Черный квадрат», обвиняя его актеров в инфантильности и неумении играть глубокие и сложные чувства. Но какие могут быть претензии к непрофессионалам? Все актеры данного творческого объединения — аматоры. У постоянных и, соответственно, любящих его зрителей, за данным театром-студией уже закрепилась слава театра, которому особенно удаются вещи с легким дыханием, радостные и как будто детские. Его репертуар состоит не только из полноценных спектаклей, но и из учебных упражнений. Игра с воображаемыми предметами, изображение вещей и животных, игровая импровизация… Все эти нехитрые действия при взаимодействии со зрительным залом превращаются в полноценные спектакли. Однако художественный руководитель «Черного квадрата» Анатолий Неелов относительно недавно начал внедрять в репертуар и полноценные, действенные спектакли. Яркий тому пример — «Обреченные на счастье».
Алексей Курилко, скомпилировав воспоминания-цитаты из жизни автора и близких ему людей, демонстрирует объемную картинку не только личности Сергея Довлатова, но и времени (читай, эпохи Советского Союза) в котором он работал. По своей форме, спектакль напоминает калейдоскоп событий из жизни писателя и журналиста (актер К. Данелюк). Причем смену событий режиссер решает максимально просто и изысканно — затемняя часть сценического пространства и высвечивая только игровой пятачок. Декорация — максимально скупа. Сплошные столы со стульями, которые из гостиничной мебели превращаются то в рабочее место, то в приемную врача. На заднике — городской мегаполис. Акцентируя и как бы иллюстрируя место действия, каждое новое событие начинается и заканчивается музыкальным сопровождением. «Вместе весело шагать по просторам» сменяется песней Анны Герман «Один лишь раз сады цветут»… А во время выяснения адреса, дома и улицы в том же Советском Союзе, зритель становится полным заложником своих воспоминаний и следит за происходящим на сцене действием. Как бы со стороны наблюдая за прошлой своей жизнью.
И не удивительно, что спектакль находит такой диссонанс и закрадывается в душу… Культмассовые походы и отдыхи ограниченные «сухим» законом… Да и сознание было общим, культмассовым. Ведь для того времени мысль о независимости личного счастья человека от социальных условий была почти крамольной. Страна «обреченных на счастье» граждан и товарищей. С соответственной атрибутикой символизирующей счастье. Кому — дырчатую авоську с портвейном, кому — ключ счастья. А суть и результат ощущений счастья неизменен…
В спектакле главный герой сам Довлатов пишет статьи для газеты «Советская Эстония», главный редактор которой — Генрих Франсович (акт. Е. Волошенюк), требует одного — идеологически верного репортажа. И автор писал, дабы свет увидели другие его художественные произведения. В ином же случае — ты был бы обречен…
Режиссер как будто взялся доказать, что используя только светлую часть палитры, можно создавать произведения объемные и сложные.