В честь 35-летия совместной работы Украину впервые посетили джаз-гиганты Чик Кориа и Гари Бертон. Не успев начать выступление, они сразу же сорвали пятиминутные овации. За два часа музыканты сыграли почти все композиции со своего первого альбома Crystal Silence и лучшее из всех остальных работ.
Стоит сказать, что в Киеве Чик Кориа показал только одну из многочисленных граней своего таланта. Творчество музыканта с The Chick Corea New Trio (с которым он приезжал в Москву пару лет назад) или на поприще «симфоджаза» заметно отличается от репертуара тандема Кориа-Бертон.
«Я восхищаюсь Кориа,— сказал «ЭИ» украинский композитор Владимир Быстряков. — И помню мое первое знакомство с его творчеством. Мне показалось тогда, что он использует не семь привычных нот, а гораздо больше, что энергия и непривычный язык его музыки способны впечатлить до потери сознания. Но киевский концерт меня успокоил настолько, что я ушел еще после первого отделения. Я люблю музыку более выразительную, а мне показалось, что, приехав в Киев, Кориа оставил все свои страсти где-то далеко позади». Зато осталась на концерте масса других ревностных поклонников, которые не только аплодировали, а иногда и очень эмоционально выкрикивали прямо во время исполнения композиций.
Когда Кориа и Бертон начинали играть, становилось очевидным, что если кто-то и разочаруется, то таких будет единицы. На концерте было, как никогда, много украинских музыкантов и композиторов совершенно разных мастей: от лабухов до Гайтаны и Александра Пономарева. Для многих из них музыка Кориа всегда была вершиной, к которой нужно стремиться, и даже если ты сможешь хоть сотую часть того, что удалось великому пианисту, ты уже сделал многое.
Звучание дуэта очаровывает моментально своей атмосферной хрупкостью, не лишенной, однако, сложной текстуры. Музыкальная ткань, плетущаяся на сцене, воздушным покрывалом накрывает зрителя. Легкость сочетания виброфона с роялем расслабляет и почти убаюкивает, но слух ни разу не теряет нить мелодии. Здесь раскрывается истинный козырь Кориа и Бертона — музыканты нащупывают крайнюю грань медитативности джаза. Но не позволяют себе переступить ее, держа аудиторию при себе каждой партией. Будь то интуитивное взаимодействие двух инструментов, вежливый диалог между ними или поочередное солирование. Кориа и Бертон играют как истинные мастера, с душой талантливых импровизаторов, но с оглядкой на слушателя.
Киевский концерт Кориа и Бертона состоял из двух отделений и двух(!) выходов на бис. На протяжении всего действа музыканты сами объявляли свои вещи на английском, кратко рассказывали их предыстории, а Чик Кориа шутил с публикой.
«Следующая вещь — танго, которое я написал, пробуясь на роль композитора одного фильма. Вы можете танцевать. Но танцевать только танго,— говорил Чик, источающий добродушие, обычно не свойственное знаменитостям подобной величины. — Впрочем, танцуйте, что хотите».
Хотя Дворец «Украина» в пляс так и не пустился, во втором отделении киевский зритель раскачался. Аплодисменты все чаще звучали не между композициями, а прямо во время них. Сдерживать эмоции стало особенно трудно, когда Кориа и Бертон во втором акте перешли от атмосферного к более экспрессивному звучанию, а под занавес и вовсе сыграли широко известные стандарты вроде Blue Monk и The Shadows Of Your Smile. Последние были восприняты зрителями особенно восторженно. Все-таки киевский слушатель не особо избалован подобными концертами, наверное, поэтому и отнесся с пониманием к тому, что концерт прошел в таком крупном зале, хотя, по мнению ряда зрителей, лучше бы звучал в более камерной обстановке.
Александр Пономарев признался «ЭИ», что, по его мнению, выбор зала для концерта был не совсем удачным. «Дворец «Украина» — не лучшее место для проведения такого концерта. Наверное, больше бы подошел камерный зал. Самому выступлению я ставлю «10» по 10-балльной шкале. Но я не получил 100%-ного наслаждения только из-за плохо подобранного места».
Впрочем, для человека от джаза далекого это выступление вполне может стать удачным предисловием для основательного знакомства с таким феноменом, как джаз.