Победа украинских тележурналистов стала скорее исключением из правил
В минувшие выходные в трускавецком санаторно-курортном комплексе «Женева» прошел первый международный фестиваль телевизионных фильмов «Золотая пектораль». В трех из четырех номинаций лучшими были признаны работы украинских тележурналистов и лишь в одной категории победу одержала работа российского режиссера.
Несмотря на то, что нашим журналистам удалось победить в трех номинациях фестиваля «Золотая пектораль» из четырех, большинство представителей жюри отметило, что в Украине еще слабая школа документалистики. На все телепространство лишь два канала — СТБ и «Интер» — имеют так называемую полную линейку для производства подобных фильмов. Однако журналисты этих каналов не представили на конкурс свои работы. Победу в двух номинациях одержал продукт «5 канала».
Конкуренцию нашим журналистам составили достаточно сильные работы российских коллег, снимающих свои фильмы и программы о криминале для телеканала «РЕН-ТВ». По словам президента фестиваля Константина Стогния, планировалось гораздо больше участников из ряда стран, но по разным причинам представители Грузии и Казахстана в последний момент не смогли приехать.
Мнения жюри
Константин Стогний,
главный советник министра внутренних дел Украины, президент фестиваля «Золотая пектораль»:
— Этот фестиваль затевался для того, чтобы могли встретиться телевизионщики. Организация — все, и проживание в том числе — нам ничего не стоила. Вначале мы хотели проводить его в Пуще-Водице на базе санатория МВД, но потом хозяин трускавецкого санатория «Женева» предложил нам провести фестиваль у него.
Обязательным условием для конкурсантов был показ фильма в течение прошлого года на одном из телеканалов.
Все мои проекты сейчас заморожены, поскольку по закону Украины я не имею права совмещать госслужбу и другие виды своей деятельности. В частности, мы перенесли на будущий год съемки проекта «База 211» в Антарктиде. По разным данным, на этой базе немцы во время войны хотели создать сверхчеловека. В 1953 г. американцы пытались проверить эти данные, но их экспедиция, потеряв три самолета, вернулась ни с чем. Кстати, на эту тему сейчас пишет книгу Дмитрий Харитонов. Я прочитал две главы, оторваться было невозможно. И с нетерпением жду, когда книга будет закончена.
Марк Гресь,
руководитель творческо-производственного объединения художественных и публицистических фильмов Первого национального, член жюри фестиваля «Золотая пектораль»:
— Я не увидел на этом фестивале гениальных фильмов, правда. Сейчас «Золотая пектораль» только выходит на фестивальную тропу. Нужно только очертить рамки, и мы оцениваем профессионализм и цельность произведенного продукта. Мы смотрим, насколько интересна точка зрения журналиста и как хорошо она доведена до зрителя. Могу сказать, что показанные здесь работы имеют все шансы быть закупленными для показа на Первом национальном. Тем более что перед Первым национальным поставлены задачи расширения публицистического вещания. Поэтому наш канал будет многое производить своими силами, а также закупать телепродукцию. Подобные же фестивали вполне могут превратиться в ярмарку, где можно будет закупать документальные фильмы для показа.
Главное достоинство телевизионного фильма — это то, что его хочется просмотреть до конца. Еще большая его заслуга в том, что зрители ждут его продолжения в определенный день и время. Это и есть мой главный критерий оценки.
Дмитрий Харитонов,
тележурналист, член жюри фестиваля «Золотая пектораль»:
— Понятно, что это пока пилотная версия фестиваля. Если вспомнить 30-е годы прошлого века, когда чемпионат мира по футболу только начали проводить, в нем принимали участие только восемь команд. Сейчас в финальной стадии принимают участие 32 команды, и все мечтают попасть на этот чемпионат. Надеюсь, что так будет и с нашим фестивалем. Конечно, хочется видеть больше работ украинских участников, потому что российский канал «РЕН-ТВ» выступает в этом году очень ярко.
Очень хорошо, что у нас появился свой фестиваль документальных фильмов, несмотря на то, что в Украине эта школа еще недостаточно сильная. Надеюсь, что наш фестиваль станет толчком для развития документального кино на Украине.
Чтобы снять качественный документальный фильм, нужно $30 тыс. Бюджеты же фильмов Парфенова составляют около $500-800 тыс.
Если говорить о качестве исторического или любого другого документального фильма, то его нужно делать так, чтобы через 10 лет за него не было стыдно.