Досуг

Миллионы за китайцев

В ближайшие годы украинские коллекционеры не заинтересуются современной китайской живописью

Аукционный дом Sotheby’s в Гонконге в течение одного дня с успехом провел три широкие распродажи произведений изобразительного искусства художников Юго-Восточной Азии. В общем результате торги принесли устроителям $40,8 млн.

На гонконгском аукционе Sotheby’s особенно отличились китайцы, чьи произведения, вызвав ажиотажный спрос, достигли докризисных показателей. При этом нешуточная борьба разгорелась не только за право приобрести картины современных художников КНР. Пиковых ценовых показателей достигли и классические работы мастеров этой страны.

За счет небывалого роста спроса среди коллекционеров США и Европы цены на произведения современного китайского искусства взметнулись вверх всего за какие-то два-три года, многократно превысив первичные уровни. Эта мировая тенденция вызвала моду на китайских художников и на самой их родине.

Еще до недавних пор ходившие в бедняках, они практически в одночасье превратились в миллионеров. По словам Эвелин Лин, директора отделения современного азиатского искусства Sotheby’s, для весенних торгов специально были отобраны ряд ранних произведений современных китайских художников, имена которых стали своеобразными голубыми фишками для ценителей азиатского искусства. Не удивительно, что именно работы таких авторов, как Лю Е, Цзэн Фань-жи и Юй Mин-чжун, в качестве топ-лотов привлекли основное внимание публики. В результате одна из картин Лю Е «Светлая дорога», написанная им в 1995 г., была продана за рекордные $2,5 млн. По утверждению специалистов агентства Bloomberg, это наибольшая сумма, которая была заплачена за произведение современного китайского художника за последние два года. Живописный почерк и способ самовыражения Лю Е считаются исключительно самобытными даже для плеяды коллег-современников. Фирменный творческий почерк Лю Е легко узнаваем, при этом бесконечно разнообразен.

В работах Цзэн Фань-жи, которые вошли в число лотов, проданных за сумму, превысившую $1 млн., очевидны переосмысленные мотивы реалий так называемой культурной революции, на долгие годы сформировавшей современное культурное пространство Китая. Дикие взгляды выпученных в революционном экстазе глаз, множественная клонированность представителей масс, цветовая (тусклая или, наоборот, вызывающе черно-ярко-багровая) гамма полотен, широкие мазки кистью, напряженность съежившихся тел — все целиком и полностью отвечает творческой концепции так называемого циничного реализма (ваньши сяньшичжу-и), видным представителем которого и является Цзэн Фань-жи.

Циничный реализм (возник в Пекине и стал популярным в 1990 гг.) — своеобразная критическая реакция художников на эксцессы культурной революции. Основной творческий метод ваньши сяньшичжу-и заключается в отказе от правдивого, реалистичного, изображения по сути абсурдных жизненных явлений, выраженных заведомыми дисторциями (искажение). Герои Цзэн Фань-жи дезориентированны, сознание их раздвоенно, а ход их мыслей малопонятен. Они подавленны и не могут понять, где их место в этом мире. Похоже, что они находят успокоение только тогда, когда прячут свои большие дрожащие руки в карманы. Таковы персонажи из серии «Маски» на холстах, с успехом проданных на Sotheby’s. В этих картинах смешались ирония и обыденность, революционный героизм и неуверенность в будущем, подсознательный страх и оптимизм.

Произведения в стиле ваньши сяньшичжу-и стали как бы визитками современного китайского искусства на Западе, политический контекст которого вызвал активные дискуссии, что в свою очередь привело к популяризации и коммерческому успеху китайского искусства на Западе.

При всей популярности современных китайских мастеров в мире украинским и российским ценителям прекрасного имена Лю Е, Юй Мин-чжун, а тем более Ли Чжан и Ян Пей-мин мало о чем говорят. «Для россиян современное китайское искусство представляет собой некую терра инкогнита,— утверждает Павел Трушин, российский эксперт по японскому и китайскому искусству.— Поэтому успеха китайцев на западных аукционах россиянам не понять. Возможно, этому способствует и тот фактор, что во времена Советского Союза кормили китайщиной, псевдодружбой с братским народом, а потом вылили на китайцев ушат обвинений в маоизме».

Киевский востоковед-культуролог Михаил Барановский, в свою очередь, уверен, что широкого интереса к работам современных китайских художников со стороны украинских коллекционеров в течение ближайших трех лет вряд ли стоит ожидать да и время, когда картины можно было приобрести по лояльной цене, безвозвратно ушло. «Я не знаю таких людей, которые готовы выложить за китайскую картину сотни тысяч долларов. Но знаю, что в Украине есть немало людей, интересующихся восточным, в частности китайским, искусством, только классическим. Многие собирают вазы, коллекционируют статуэтки и обожают каллиграфию»,— сказал Михаил Барановский.

minakov
Share
Published by
minakov