Известный эксперт, совладелец аукционного дома «Корнерс» и галереи «Эстамп» рассказал «i» о процессах, происходящих на антикварном рынке Украины
Вопрос: В конце марта — начале апреля в Киеве состоялись сразу три предаукционные выставки, проведенные «Корнерсом», галереями «Дукат» и «Антик-Центр». Антикварный рынок Украины окончательно выздоровел после кризиса?
Ответ: Да, собственно, аукционная жизнь продолжалась и во время кризиса, она никогда не затихала. Если мы посмотрим на этот сезон, то он начался выставкой «Вернисажа», уже потом были мы, затем — Леонид Комский («Дукат») и Александр Брей («Антик-Центр»). Дальше проведут свои мероприятия Федор Зернецкий («Эпоха»), Алексей Василенко («Золотое сечение»)… Кстати, очень хорошую коллекцию ребята собрали.
Да и в прошлом году была такая же ситуация, было много аукционов, успешных распродаж…
В: Получается, кризис на вас не отразился, не повлиял?
О: Повлиял, конечно, хотя сам факт того, что аукционы представляют для антикварщиков очень хорошее средство зарабатывания денег, остался непоколебимым. Но кризис, прежде всего, отразился на уровнях стоимости в определенных сегментах произведений искусства. Особенно это коснулось современного искусства. Очень сильно обвалились цены как в мировом контексте, так и в украинском. Назовем этот процесс так: ценообразование «скорректировалось». Если мы возьмем украинский рынок антиквариата, в частности, живопись, то очень сильно скорректировались цены на Ecole de Paris, на художников украинской и русской эмиграции (второго и третьего эшелонов). На работы первого эшелона, в числе которых — Серебрякова, Бенуа, цены остались те же. Сильно скорректировались цены на произведения художников соцреализма, причем на кого-то в большей степени, на кого-то — в меньшей (разброс составил от 10% до 40%).
В: Как вы оцениваете результаты последних торгов аукционного Дома «Корнерс»?
О: Честно говоря, отрадно! Никто не ожидал, даже организаторы, что так все хорошо пройдет.
В: Продажу топ-лота, картины Ильи Репина «Три дамы за рукоделием» за $130 тыс. по цене, оставшейся в средних пределах заявленного эстимейта, вы считаете успехом, это нормально?
О: Нормально? Я не знаю, что такое нормально или ненормально. Важно понимать, что такое эстимейт. Эстимейт, публикуемый в каталоге «Корнерса», «Сотбис» или «Кристис»,— это та цена, за которую организаторы планируют продать определенный лот, вот в этих конкретных пределах.
В: Но уж если мы говорим об успехе, то цена продажи не может быть ниже эстимейта?
О: Почему — не ниже? Знаете, это называется резервная цена. Давайте обратимся к мировой практике продажи работ. Вот, например, недавно в Киеве состоялось превью «Сотбис», где показали картины из коллекции Якова Перемена. Ее эстимейт составил $1,5-2 млн. Это означает, что организаторы предполагают, что вся эта коллекция, состоящая из 86 работ, и будет продана по этой стоимости. Но дело в том, что мы не знаем, с какой цены будет начинаться торговля. Учитывая мой опыт посещения распродаж на «Сотбис» и «Кристис», я думаю, что торги начнутся примерно с $1 млн. А вот какой будет резервная цена, предварительно оговоренная между владельцем картин и аукционерами, ниже которой коллекция не может быть продана и в этом случае снимется с торгов, остается тайной за семью печатями. Это закрытая информация.
В: От чего зависит стартовая цена?
О: Она зависит от договоренности между организаторами-оценщиками конкретного аукциона и хозяевами. Она, естественно, базируется на каких-то определенных реалиях нашего времени.
В: В какой степени корректировка цен коснулась произведений тех современных украинских художников, стоимость которых особенно взметнулась именно в последнее время, например, Александра Ройтбурда?
О: Первичного рынка произведений изобразительного искусства, на котором цены определяет и держит сам художник, а также галереи, которые выставляют его работы, она никак не затронула. Другое дело, как их покупают? Но это — закрытая информация. В принципе, кардинальное отличие старого блока антиквариата от современного искусства заключается в том, что мы не знаем, каков уровень развития вторичного рынка на эти произведения и существует ли он вообще. Художник, допустим, может оценивать там свою работу в $10 тыс., но если, паче чаяния, захочет продать ее за эту цену, то это, как говорится, не факт. Это, кстати, подчеркиваю, не относится к Саше Ройтбурду. Он один из немногих художников, которых я очень уважаю. Он действительно востребован, особенно его ранние работы.
В: В чем вообще заключается суть аукционной торговли? Не проще ли, без всякой суеты и рисков продавать художественные произведения и другой антиквариат посредством галерей?
О: Вот вам совершенно элементарный меркантильный ответ на ваш вопрос. Дело в том, что в основе аукционной деятельности лежит выставление на продажу предметов по заведомо заниженной, нежели в галереях, стоимости. В этом плюс. Допустим, на торги выставляется работа с эстимейтом $1,5-2 тыс. Мы заранее знаем, что в галерее она может быть продана дороже. К тому же нам известно, что на аукционе торги будут начинаться со старта, на 20% ниже, чем нижняя планка эстимейта (примерно $1,2 тыс.). Иными словами, участник аукциона твердо знает, что в случае, если ему повезет, он приобретет нужную ему работу по цене ниже рыночной. В этом вся прелесть аукционной торговли.
В: Таким образом, аукционы являются инструментом оживления и формирования антикварного рынка?
О: Это инструмент продажи произведений искусства, который очень эффективно и давно функционирует на общемировом рынке.
В: Вы позиционируете «Корнерс» как лидера среди аукционных домов Украины…
О: Ну, это не я позиционирую и не мои коллеги. Это объективный взгляд со стороны. Надо сказать, что первым в Украине, еще в 1994 г., на эту стезю вышел Александр Брей. С моей точки зрения, основным преимуществом «Корнерса», основанного в 2006 г., является стабильность постоянства проведения торгов, которая не зависит ни от каких факторов. Мы задекларировали, что являемся единственным аукционным домом в Украине, который регулярно проводит аукционы четыре раза в год, и в течение двух последних лет ни разу не изменяли этому правилу.
В: Кто стоит за названием «Корнерс»?
О: Со стороны галереи «Эстамп» владельцами аукционного дома «Корнерс» являются Ольга Сагайдак, Дмитрий Голец и ваш покорный слуга, а со стороны «Шедевра» — Игорь и Яна Понамарчук.
В: Вы ничего не говорите о результатах, о коммерческой стороне вашей деятельности.
О: Коммерческая сторона (смеется)… Я не могу сравнивать с другими аукционными домами! У меня нет информации, она недоступна. У нас абсолютно несовершенное законодательство. У нас практически вся аукционная торговля находится в тени. В частности, «Корнерс» — это единственный аукционный дом в Украине, у которого полностью легальные доходы и который абсолютно все делает согласно законодательству, каким бы несовершенным оно ни было. В большинстве своем и в России, и в Украине практически все торги происходят в тени. Все сведения о них — это кулуарные сведения. Сидят люди, что-то там отмечают… Но если вы придете к устроителю и попросите: дайте мне, мол, ваши результаты, мне надо на них сослаться, то, скорее всего, вам откажут.
В: А вы скажете?
О: Могу сказать, да. Это не закрытая информация, это абсолютно нормально. Я и мои коллеги по аукционному дому «Корнерс» считаем, что любая информация, полученная в результате торгов, абсолютно открыта, вы можете ею воспользоваться. В результате торгов на 13-м аукционе нами было продано около 60% лотов, а общая сумма выторга («хаммерпрайс») составила $917 тыс. Вот Репин продан за $130 тыс. Много это или мало, но это реалии нашего времени.
В этой связи необходимо отметить, что согласно мировой практике, аукцион считается успешным уже в том случае, когда продано около 40-50% лотов.
В: Начнет ли антикварный рынок Украины в ближайшей перспективе выходить из тени? Будет ли наша аукционная деятельность хотя бы приближаться к западным стандартам по своей инфраструктуре, развитию и наполненности своих интернет-порталов, изданию каталогов, открытости, объемам и т.д.?
О: Опять же и прежде всего основным препятствием на этом пути служит несовершенство украинского налогообложения, законодательства в целом. Реалии на сегодняшний день таковы, что практически весь антикварный бизнес загнан в подполье, это черный бизнес. Это и Россия, это и Украина. На Западе же очень лояльное налогообложение на антиквариат и на аукционные дома в частности. Именно поэтому там все это абсолютно прозрачно и доступно.
В: Тогда в чем суть той квазипубличности, которую стремятся практиковать украинские аукционеры?
О: Суть в том, что мы очень хотим этой публичности. Мы впервые официально пригласили широкий круг наших клиентов, искусствоведов, экспертов, журналистов, просто гостей и всех желающих ознакомиться с лотами предстоявшего аукциона. Последний, тринадцатый, аукцион «Корнерс» доказал, что открытое превью повышает интерес к аукциону и, соответственно, положительно влияет на результаты торгов. И еще один момент. За все время проведенных «Корнерсом» аукционов через него прошли множество ценнейших вещей музейного уровня, которые, разойдясь по частным коллекциям, оседают там и очень редко всплывают. Посредством организации и проведения общедоступных предаукционных выставок мы бы хотели знакомить широкую общественность с редкими и прекрасными художественными произведениями.
В: Почему сами торги недоступны для широкой аудитории?
О: Торги всегда закрыты по определению, потому что многие люди, которые в них участвуют, просто не желают светиться, показывать, что они покупают и за сколько, это этика. Это как в больнице: должна сохраняться врачебная тайна.
____________________________
Виктор Иванович Федчишин. Совладелец аукционного дома «Корнерс» и галереи «Эстамп». Родился в 1974 г. Окончил Киевский государственный технический университет строительства и архитектуры по специальности «Архитектура». По собственному признанию, всю свою сознательную жизнь, начиная с 14-15 лет, серьезно занимался антиквариатом. Работал во многих антикварных салонах и музеях Санкт-Петербурга, был частным дилером.