Самого дорогого африканского художника оценили в 180 тыс. фунтов стерлингов
23 и 24 марта в Лондоне пройдут две распродажи South African Sale, на которых будут представлены работы, открывающие необычное жанровое и тематическое разнообразие Черного континента.
Вопреки устойчивым стереотипам среди украинских ценителей живописи и скульптуры небывалых по уровням всплесков ценовых показателей достигают уже не только и не столько европейцы, как представители Азии и Африки. Согласно мнению специалистов Bonhams, в частности, усиленно продвигающих художественное творчество Южной Африки XX в., особое значение для мирового творческого наследия имеют такие представители изобразительной школы, как Ирма Стерн, Якоб Хендрик Пирниф, Жерар Секото, Алексис Преллер, Мод Самнер, Мэгги Лаубсер и многие другие мастера. Их работы будут выставлены на мартовских торгах.
В Украине же эти имена ни о чем не говорят большинству искусствоведов; африканские картины выглядят несерьезной экзотикой даже в глазах достаточно солидных коллекционеров. «Понимаете ли, в своем развитии интерес к произведениям искусства неизменно проходит несколько стадий. Вначале у коллекционеров преимущественно ценится только свое, так сказать, доморощенное,— отмечает известный антиквар Леонид Комский.— Но даже и на этом этапе арт-рынок в Украине еще пребывает в развитии». По его словам, вследствие этой закономерности в нашей стране едва ли отыщется достаточное количество поклонников африканского искусства, способных сформировать платежеспособный спрос. «Безусловно, я могу выставить в своей галерее «Дукат» живопись Африки, правда, не знаю, кто ее купит: разве что кто-то с Марса прилетит…»,— так комментирует ситуацию господин Комский.
Тем не менее на Bonhams произведения южноафриканского искусства с восторгом называют потрясающими, и главные ставки делают на Якоба Хендрика Пирнифа (1886-1957) и Жерара Секото (1913-1993), образно называя их ценнейшей комбинацией, «слоновой костью и черным деревом» предстоящих аукционов. Небольшое полотно Секото Market Street Scene, Cape Town («Рыночная сценка в Кейптауне», 1943 г.) выставляется на торги с эстимейтом в 120-180 тыс. фунтов стерлингов. Эта картина, живописующая, по определению самого художника, «все разнообразие исторической части города. Пестрое, как бы театральное, смешение этносов, характеров, стилей одежды: женщины с кошелками и корзинами покупок, некоторые несут их на головах или плечах…», была приобретена непосредственно у Жерара Секото некоей Полой Пасловски; впервые холст был продан на аукционе после ее смерти в 1999 г.
Совсем иные по манере и другим характеристикам работы Якоба Хендрика Пирнифа. Топ-лотом аукциона стал оригинальный пейзаж An extensive view of farmlands (1945 г.), мастерски отражающий все своеобразие странного африканского ландшафта и получивший предварительную оценку экспертов в 180-250 тыс. фунтов стерлингов с отличным провенансом от Everard Read Gallery в Иоганнесбурге. В картине, весьма простой на первый взгляд, отобразилось очевидное влияние стиля модерн, позднего импрессионизма и особенно пейзажного мастерства Поля Сезанна, а также кубизма, что совершенно неудивительно, ведь 1925 г. Пирниф провел в путешествиях по Европе и интенсивной выставочной деятельности.
Изобразительный ряд предстоящих аукционов южноафриканского искусства на Bonhams был бы неполным, если бы обошелся без произведений Ирмы Стерн (1894-1966). На распродажах предлагаются два сочных натюрморта, ставших знаковыми для ее карьеры: Still life of irises («Натюрморт с ирисами») 1961 г. (эстимейт 100-150 тыс. фунтов стерлингов) и Still life of fish and flowers («Натюрморт с рыбой и цветами»), 1920 г., достаточно скромно оцененный в 40-60 тыс. фунтов стерлингов, в свое время преподнесенный Стерн в качестве подарка для кузины.