Кэтрин Бигелоу оставила Джеймса Кэмерона с носом
82-я церемония награждения премией «Оскар» Американской академии киноискусств неожиданных сюрпризов не преподнесла. Выбор членов академии в пользу военной драмы «Повелитель бури» режиссера Кэтрин Бигелоу дает основания говорить о том, что «Оскар» вновь вручают не за достижения в области кинематографа, а за политические и идеологические убеждения. Стоит также отметить, что госпожа Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной-режиссером, которая получила премию «Оскар».
Вручение премии BAFTA (британский вариант премии Американской киноакадемии), а также множества менее масштабных аналогов премии «Оскар» вот уже несколько лет воспринимается общественностью как своеобразный барометр, оно же зачастую определяет и наиболее вероятных претендентов на главную статуэтку. Итоги этого года также не стали исключением — обладатель шести премий нынешней BAFTA (военная драма «Повелитель бури») Кэтрин Бигелоу стала также триумфатором премии «Оскар», получив шесть заветных статуэток (из девяти номинаций), в том числе главные награды — «За лучший фильм», «За лучшую режиссерскую работу» и «За лучший сценарий». Несмотря на то что в этом году в номинации на «Лучший фильм» участвовали не пять, а целых десять картин, все же главным соперником госпожи Бигелоу оставался «Аватар» — детище ее экс-супруга Джеймса Кэмерона. Однако ни значимость «Аватара» для кинематографа (которую критики уже успели сравнить с появлением звукового и цветного кино), ни восторги миллионов зрителей, ни ошеломительный кассовый успех картины не посодействовали выходу фильма в лидеры (картина получила всего три «Оскара» — за операторскую работу, лучшие спецэффекты и лучшее художественное оформление).
Такой ход событий для среднестатистического зрителя выглядит несколько странно, особенно учитывая тот факт, что, по сути, «Повелитель бури» — картина весьма посредственная. И если бы не щекотливая тематика войны в Ираке (в фильме госпожа Бигелоу показывает, кто же они, те парни, которые добровольно соглашаются участвовать в военных действиях, и почему они это делают), никаких откровений она в себе не несет и до уровня ставших уже классикой картин, в частности, «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, она явно не дотягивает. В отличие от «Аватара», появление которого уже нарекли революцией в современном кинематографе. Хотя правильные антивоенные речи, произнесенные радостной госпожой Бигелоу со сцены театра «Кодак», все расставили по своим местам и пролили свет на то, чем руководствовались те 6 тысяч членов жюри, принимавших участие в тайном голосовании в номинации «Лучший фильм года».
Присуждение премий в остальных номинациях оказалось еще более предсказуемым. Так, лучшим полнометражным анимационным фильмом был признан «Вверх» студии Pixar (также награжден за лучшую музыку, в прокате собрал более $730 млн.), статуэтки за лучшую мужскую и женскую роль второго плана получили — соответственно — Кристофер Вальц («Бесславные ублюдки») и Моник («Тужься»). За лучшую мужскую роль отметили Джефа Бриджеса в фильме «Безумное сердце», а Сандра Баллок в один год умудрилась стать и лучшей актрисой (за роль в фильме «Невидимая сторона»), и худшей, получив накануне сразу две «Золотых малины» за роль в фильме «Всё о Стиве». Знаменитый дизайнер по костюмам Сэнди Пауэлл в третий раз удостоилась «Оскара» за работу в картине «Молодая Виктория».
Наибольшим же сюрпризом оказался выбор лучшего фильма на иностранном языке. Вопреки ожиданиям, статуэтка досталась не каннским тяжеловесам «Пророк» (Жак Одиар) и «Белая лента» (Михаэль Ханеке), а аргентинской картине «Секрет ее глаз» Хуана Хосе Компанеллы. Интересно, что в этом году «Оскар» получили многие участники, которые ранее даже не номинировались на эту премию. Стоит также отметить, что 82-ю церемонию вручения премии «Оскар» посмотрело рекордное число зрителей за последние пять лет — 41,3 миллиона человек.
Украина не получит «Оскар»
Мирослав Слабошпицкий, режиссер.
В 2010 г. представлял свою картину «Глухота» в конкурсной программе короткометражных фильмов Berlinale Shorts.
В 2009 г.— «Диагноз»
— На соискание премий «Оскар» в целом были представлены довольно слабые, обычные картины. Я болел за «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Еще можно было бы выделить «Аватар» Джеймса Кэмерона. Вместе с ним произошел настоящий прорыв в технологиях. 3D и Imax — перспективный шаг в будущее. Поэтому несколько печально такое решение Американской академии киноискусств.
Что касается украинского кинематографа, то Украина никогда не была и не будет номинантом на получение премии «Оскар». Для того чтобы это произошло, необходимо, чтобы в стране появилась кинематография. Чтобы снимались фильмы, появлялись кинокритики, прошла реформа службы кинематографистов. И чтобы люди, которые ею сейчас руководят, ушли на пенсию и не мешали развитию. Что бы там ни говорили, но все европейские государства финансово содержат свой кинематограф.
Хочу отметить, что Украина никогда и не номинировалась на премию «Оскар». В каждой стране есть местный «оскаровский» комитет, который выбирает фильм и подает свою заявку. Эта информация публикуется на официальном сайте премии «Оскар». Но настоящими номинантами являются только те пять картин, которые были выбраны участниками голосования Американской академии киноискусств и вошли
в short list.