Самыми дорогими снимками считаются фотографии окружения и членов семьи Романовых
Коллекционирование черно-белых и цветных фотографий, кроме эстетического удовольствия и познавательной ценности, может выступать и надежным средством для инвестирования. При этом речь может идти даже не о раскрученных произведениях мастеров фотодела с громкими именами, а об обычных качественных снимках, созданных как профессиональными фотографами прошлого, так и любителями.
Эксперты антикварного рынка считают, что украинский рынок фотографий переживает едва ли не последний период, когда приобрести хорошие работы, практически по смешным ценам, еще вполне возможно. Этому способствует серьезное снижение доходов граждан Украины, и как следствие возросшее желание избавиться от ненужной, по их мнению, рухляди. В то же время рекламные газеты не устают печатать объявления типа «Куплю старые фотографии» и пока все еще находят продавцов. «Но долго так продолжаться не может и не будет,— говорит киевский коллекционер Леонид Савченко.— Но сейчас еще бывает, что некоторые люди выбрасывают старые фотоальбомы как хлам, особенно при получении новой квартиры или во время ремонта, совершенно не понимая их ценности».
Между тем, в бабушкиных фолиантах могут храниться настоящие шедевры. «Собственно, собирать фото меня побудил случай,— рассказывает Леонид Савченко.— Однажды (это случилось осенью 1996 г.), во время прогулки я увидел, что из контейнера возле пункта сбора макулатуры наземь вывалилось ряд пачек с журналами, газетами и… два старинных фотоальбома. Решил взять их с собой, а дома до глубокой ночи не мог оторваться от фото».
Сразу оценить стоимость находки было трудно, но вскоре выяснилось, что на многих снимках конца XIX — начала XX веков были запечатлены известные в то время лица, деятели искусства, чиновники и политики. Практически каждая из фотографий представляла собой историческую, а часто еще и художественную ценность, многие были авторские. По утверждению господина Савченко, ныне стоимость его находки составляет не менее $20 тыс.
Обычно коллекционеры называют такие фото винтажными. Правда, в этом понятии существует некоторая путаница. Одни называют винтажными все без исключения старые снимки ушедшей эпохи, выполненные, но не всегда отпечатанные, уже умершим автором. При этом, самой молодой из фотографий не должно быть меньше 50 лет, а период, в который выполнены эти работы, должен прочно занять свое место в учебниках истории. Другой, более распространенный, критерий основывается на том, что по-настоящему винтажными могут быть исключительно фотографии, лично увеличенные и отпечатанные самим автором или под его непосредственным кураторством. «Этим самым создается нелепый прецедент,— утверждает эксперт Сергей Стахов.— Так, скажем, отличный отпечаток, сделанный в наши дни с подлинного и уникального авторского негатива, созданного, например, в 1917 г., может оцениваться в несколько десятков гривень, а вот авторский такого же размера, пусть и рваный, на пожелтевшей бумаге, но сделанный тогда же, в начале века, потянет на сотни долларов». Сравнительная дороговизна «настоящих» старых снимков отпугивает многих собирателей, особенно начинающих, ведь рассчитывать на счастливые находки зачастую не приходится. «Я не вижу проблемы в том, что редкий авторский снимок выцвел или потрескался, все равно он отмечен десницей мастера. Известно, что и бронзовые скульптуры, отлитые мастером при жизни, несравнимо дороже современных копий,— отмечает искусствовед Александр Тимошенко.— Сегодня существуют специальные реставрационные технологии, позволяющие возродить и те работы, которые ранее считались безвозвратно загубленными». Основной фактор, определяющий стоимость снимка,— это время, когда он был сделан. Полноценная винтажность, в случае когда фотографии сняты, отпечатаны и подписаны автором в одно и то же время, подымает их ценность до предельных высот в $5-10 тыс. Интересно, что еще в 1980 г. заплатить за старую фотографию $20-50 считалось безумием.
Среди серьезных коллекционеров особо редкими и, соответственно, самыми дорогими считаются фото окружения и членов монаршего дома Российской империи, религиозных деятелей, офицеров белой армии периода гражданской войны, казаков, репрессированных граждан СССР, снимки немецких оккупантов. «За хранение снимков служащих Добровольческой армии или фото ЧСВН, ЧСИР («Член семьи врага народа», «Член семьи изменника родины») можно было гарантированно отправиться на Соловки, а то и подальше,— считает коллекционер Андрей Мушненко.— Поэтому такие документы просто уничтожались, а иные, сохранившись в архивах спецслужб и некоторых отчаянных граждан, представляют собой настоящие раритеты». По его мнению, стоимость фотографий повышает и доказанное авторство, особенно известных мастеров фотодела, хотя сведения о них до сих пор не систематизированы, а произведения не каталогизированы. Оригинальные фото — очевидцы знаковых исторических событий, особенно с автографами деятеля, запечатленного на снимке, могут достигать стоимости в несколько тысяч долларов.
Отдельная тема — сравнительно молодые фотоснимки, запечатлевшие исторические и социальные реалии середины и конца прошлого столетия. Уже лет через 10 за ними будут охотиться.