Эротические сцены не компенсировали невыразительную игру актрисы
В прокат в столичном кинотеатре «Киев» вышла эротическая драма «Дневник нимфоманки». Вторая режиссерская работа испанца Кристиана Молины, как оказалось, вполне способна расколоть зрителей на два лагеря.
Несмотря на то что «Дневник нимфоманки» выходит под грифом «эротика», такая характеристика фильма не совсем исчерпывающа. Хотя в картине достаточно много откровенных интимных сцен, они здесь становятся лишь вспомогательным бекграундом для донесения основной идеи фильма: чтобы достичь гармонии, человек должен смело узнавать и искать себя, даже если эти поиски превращаются в весьма сомнительные эксперименты. Этот фильм не о сексе, как может показаться на первый взгляд, а о любви к себе и к жизни. «Нельзя отказываться от того, чего действительно хочешь, иначе когда-нибудь ты пожалеешь об этом»,— говорит главной героине ее бабушка и в чем-то оказывается права.
Пытаясь донести основную идею, режиссер Кристиан Молина порой сгущает краски, утрирует и скатывается к штампам. Развитие сюжета (в основу легла автобиографическая книга Валери Тассо «Дневник соблазна») крайне предсказуемо, а некоторые его повороты и вовсе притянуты за уши.
Исполнительница главной роли Белен Фабра справляется только с сексуальной плоскостью картины, что же касается психо-драматического аспекта (здесь есть и сцены насилия, и аборт, и попытка самоубийства), то в нем она выглядит абсолютно неубедительной. Ее героиня местами раздражает своей ограниченностью и банальной глупостью, она не вызывает ни симпатии, ни антипатии, и ей не торопишься сопереживать. Однако несмотря на все эти минусы, фильм почему-то хочется досмотреть до конца. Возможно, режиссеру пока еще не хватает опыта и глубины, но, тем не менее, что-то в «Дневнике…» есть такое, что цепляет и даже заставляет задуматься.
Главная героиня Валери (Белен Фабра) начала вести активную половую жизнь в пятнадцать. Секс для нее стал способом познавания не только себя самой (с собой-то ей как раз придется разбираться на протяжении всего фильма), но и окружающего мира. В отличие от своей бабушки, у которой за всю жизнь был единственный мужчина — ее муж (которого она научилась любить), внучка впадает в другую крайность и не отказывает себе в удовольствии доводить до изнеможения множество партнеров. Секс с незнакомцем ночью на остановке общественного транспорта для нее в порядке вещей, не говоря уже о тех партнерах, имена которых она знает.
Однако отказ одного из любовников продолжать к ней изматывающие ночные визиты заставляет Валери все-таки задуматься. После череды ни к чему не обязывающего секса с незнакомцами девушка начинает рефлексировать на тему, все ли с ней в порядке. И пробует построить нормальные отношения с мужчиной.
Ее очень радует, что он «водит ее в разные рестораны и постоянно заезжает за ней на своем ягуаре», дарит цветы и подарки, снимает потрясающую квартиру и т. п. За непривычную заботу и романтику, а также полный холодильник (по мнению ее подруги, количество продуктов в нем пропорционально силе чувства) Валери даже смогла отказаться от нормального секса — избранник ее в этом плане совершенно не удовлетворяет. «Я поняла, что нашла что-то такое же важное, как секс,— любовь мужчины»,— напишет она в своем дневнике.
Впрочем, попытка «нормальной жизни» оказалась крайне неудачной: муж — псих и ревнивый придурок, а «семейная жизнь», равносильная праву собственности, превращается в клетку. После нескольких месяцев переживаний этой неудачи и сексуального голода главная героиня возвращается к поискам себя и скатывается в другую крайность: чтобы насытить тело, устраивается на работу в бордель. Однако роль проститутки хотя и приносит первое время удовольствие, оказывается не для нее. Беседа с клиентом-инвалидом открывает ей глаза, и до девушки наконец-то доходит смысл слов, сказанных ей одним из любовников — Хассаном — еще в начале фильма: «Ты должна быть одна», что подразумевает — жить нужно исключительно ради своего удовольствия, каждый день должен быть незабываемым, вне зависимости от того, есть ли секс и любовь или нет их. В итоге героиня возвращается к тому же, с чего начинала, только уже на следующем витке спирали — без болезненной зависимости от секса и мужчин.
Слово «секс» повышает интерес
Олекса Новосад, исполнительный директор компании «АртХаус трафик»:
— Я не буду однозначно утверждать, что «кино для взрослых» публика посещает лучше, чем другие фильмы. Также не скажу, что, с экономической точки зрения, оно более выгодно в прокате. Хотя не буду спорить, что наличие слова «секс» в названии фильма повышает к нему интерес. Если, например, взять нашу программу «Взрослое кино», которая демонстрировалась в кинотеатре «Киев» в конце декабря, то она была рассчитана на более широкую аудиторию, чем другие артхаусные фильмы, которые мы прокатываем. На эротические фильмы ходит другая категория публики, более массовая, которая ищет развлечений. Для сравнения: британская комедия «Полная история моих сексуальных неудач» собрала в два раза больше зрителей, чем эротическая тайваньская драма «Эрос, помоги!». И только потому, что британские фильмы более доступны для восприятия, а Тайвань для многих — уже артхаус априори. Успех таких фильмов на DVD зависит исключительно от того, насколько успешен фильм был в прокате и когда этот DVD выйдет. Если картина выходит на диске позже, чем через два месяца после проката, то никто его покупать не будет — все скачают из интернета. Фильм «Дневник нимфоманки» я не смотрел, читал только отзывы, притом не очень положительные. Насколько я знаю, это картина достаточно старая (2008 г.— Прим. авт.), поэтому не думаю, что она вызовет особый интерес у зрителей.