На торгах аукционного дома Sotheby’s установлено два мировых рекорда
Первые аукционы нового года подтверждают тенденцию, наметившуюся осенью 2009 г. Ставку на самые высокие уровни продаж оправдывает преимущественно классика XX в. — произведения импрессионистов, модернистов и абстракционистов, созданные в его первой половине. Причем те аукционные дома, которые обладают возможностями отыскать и выставить на торги такие произведения, получают явное преимущество на арт-рынке.
Результаты торгов на Sotheby’s, состоявшихся 3 февраля (Impressionist & Modern Art Sale), стали настоящим сюрпризом. Самым дорогим лотом, когда-либо проданным с аукциона, впервые стала скульптура: за бронзового «Шагающего человека I» высотой 183 см, созданного Альберто Джакометти в 1960 г. (тираж 6 экз.), при верхней планке эстимейта в ?18 млн. заплатили ?65,001 млн. Специалисты арт-рынка объясняют достижение Sotheby’s тем, что Джакометти создал относительно немного скульптур, которые при этом очень редко выставляются на аукционы. «Если коллекционер понимает, что ему, возможно, больше никогда в жизни не представится подобный шанс, то он будет готов заплатить огромные деньги,— отметила в этой связи главный редактор Art Newspaper Джорджина Адам.— В случае с Джакометти, такой ажиотаж как раз и разгорелся из-за того, что участники торгов понимали: сейчас или никогда».
Ранее рекорд принадлежал картине «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо, проданной на Sotheby’s в мае 2004 г. более чем за $104 млн., а самым дорогим произведением Альберто Джакометти была «Большая стоящая женщина II». В мае 2008 г. ее продали за $27,5 млн. Однако кризис дал о себе знать, и летом 2009 г. на Sotheby’s не удалось продать скульптуру Джакометти «Кот», оцененную в $16-22 млн. Осень того же года заставила говорить об оздоровлении рынка: «Падающий человек» знаменитого швейцарца стал топ-лотом торгов и ушел за $19,3 млн.
Высокий спрос на картины и скульптуру XX в. отчасти объясняется еще и тем, что произведения старых мастеров, разобранные по мировым музейным и частным коллекциям, не спешат выставлять на аукционы. Кроме того, свою роль играет и фактор моды, а также опасения проколоться на фальшивке.
Всего вечерняя сессия 3 февраля принесла ?146,8 млн., что превысило самые смелые предварительные ожидания в ?102 млн. Из 39 лотов был продан 31, а успех, достигнутый «Шагающим человеком», закрепил новый рекорд на картину Густава Климта «Церковь в Кассоне» — ?26,9 млн. ($43 млн.). За сюрреалистическую работу Рене Магритта Le Beau navire выручили ?3,7 млн. ($5,9 млн.).
Высокий спрос на классику XX в. подтверждает и намерение крупнейшей в мире ярмарки произведений искусства TEFAF (г. Маастрихт, Нидерланды) выставить на продажу с 12 по 21 марта картину Поля Гогена «Две женщины» (1902 г.) за сумму не менее EUR18 млн. С этой точки зрения достаточно странно, что после первого февральского успеха, подтвердившего нынешний уверенный рост стоимости классики модернизма, и невзирая на итоги 2009 г., засвидетельствовавшие существенный спад интереса к произведениям сontemporary аrt, на Christie’s готовятся к проведению сразу двух масштабных торгов произведениями ныне здравствующих художников, представляющих современное искусство (Contemporary Art Auctions), намеченных на 10-11 февраля. Статистика свидетельствует, что в 2009 г. продажи современного искусства на аукционах Sotheby’s и Christie’s упали на 75% по сравнению с 2008 г. В цифрах итоги 2009 г. принесли $482,3 млн., тогда как аукционный 2008 г. завершился на уровне в $1,97 млрд. после рекордного 2007 г. ($2,4 млрд.).
Поспорить с основными тенденциями, предлагая альтернативу, устойчиво сформировавшуюся в определенном сегменте арт-рынка, продвигать современное искусство намерен и аукционный дом Christie’s. 11 февраля там намереваются провести крупную распродажу произведений, созданных в начале 1960-х гг., среди которых работа Ива Кляйна (1928-1962) «Золотая губка RE 47II». В числе других топ-лотов — произведения художников Питера Дойга, Мартина Киппенбергера, Рагиба Шоу, Нео Рауха, Фрэнка Ауэрбаха, Энди Уорхола, Никола де Сталь и других.
«В период с конца 2008 г. по первую половину 2009 г. рынок современного искусства существенно переориентировался,— заявил глава европейского департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Фрэнсис Аутрид.— На протяжении второй половины прошлого года корректировка эстимейтов привела к уверенному уровню спроса, демонстрируемому в данной категории. Предстоящие торги являются первым важным аукционом послевоенного и современного искусства в 2010 г., и мы надеемся, что сможем удовлетворить запросы тех коллекционеров, к которым возвращается чувство уверенности».
Всего на аукцион «Послевоенное и современное искусство» будет выставлено 52 лота (их суммарный эстимейт превышает ?38 млн.). Работы, предлагаемые вниманию коллекционеров, охватывают временной промежуток последних 60 лет. «В рамках предстоящего аукциона на торги будет предложен целый ряд работ, основную часть которых составляют произведения, созданные в начале космической эры,— отметил господин Аутрид.— Это один из самых плодотворных периодов в данной категории, оказавший неоспоримое влияние на дальнейшее развитие истории искусства в целом».