Сегодня в ограниченный прокат выходит социальная драма Киры Муратовой «Мелодия для шарманки»
Если любовно возложенная госпожой Муратовой вам на грудь пудовая гиря где-то потеряется уже на следующий день после просмотра, пусть совесть утешит хотя бы тот факт, что средства, собранные от проката, будут направлены на решение проблем беспризорных детей в рамках социальной программы «Помочь так легко».
Зная творчество Киры Муратовой, можно сразу догадаться, что ее рождественская сказка хеппи-эндом не закончится и встреча с феей наверняка не состоится. Уже с первых минут картины, с момента появления главных героев в кадре, весь ход фильма и его финал становятся абсолютно очевидны. Так что дальнейший просмотр и путешествие по сказке жизни с Аленой и Никитой — удовольствие для истинного мазохиста, который знает, в какие болевые точки его будут бить, и готов их предоставить режиссеру в неограниченное пользование.
Сводные брат и сестра Алена (Лена Костюк) и Никита (Рома Бурлака) после смерти матери отправляются в большой город на поиски своих отцов. Герои — не сладкие лапочки и пупсики и своим видом отнюдь не вызывают умиление, скорее даже наоборот (хотя их трепетное отношение друг к другу порой действительно заставляет прослезиться). Их отправляют от одного парадного к другому, из одного угла — в третий, главное, чтобы не мозолили глаза. И даже когда удача сама, казалось бы, плывет им в руки, они и с ней справиться не могут. Однако не они здесь главные персонажи, и кино — собственно — не о них. Скорее о том паноптикуме уродцев, частью которого мы сами как-никак являемся. Стоит отметить, что у Муратовой мизантропский зверинец всегда настолько убедительно и любовно воссозданный, что в зеркало можно не смотреться,— в фильме все доходчиво показано. Классик же обращается к врожденной болезни общества, с которой оно живет с незапамятных времен,— суетности, равнодушию, недоверию, сумасшествию всех и каждого. Только демонстрирует она это в такой утрированной и гротескной форме, что лишь благодаря ей можно и прочувствовать, что смотришь ты сейчас кино, а не находишься вместе с героями на киевском железнодорожном вокзале.
Местами затянутые и раздутые сцены, как мелодия шарманки, без устали повторяются, переходя из романов Диккенса и сказок Андерсена в кино Муратовой. Тем не менее, прекрасно все это осознавая, ерзаешь в кресле, нервничаешь и не хочешь принять тот факт, что фея, конечно же, вовремя не подоспеет, а добрым людям, как и злым, по большому счету, нет никакого дела до кого-либо, кроме них самих. Почему-то выдержать демонстрируемый автором абсурд происходящего более двух часов чрезвычайно сложно, а вот жить среди всего этого, как показывает практика, очень даже возможно и даже привычно, равно как привычно проходить равнодушно мимо. Хотя, возможно, после просмотра «Мелодии для шарманки» кто-то и избавится от этой комфортной привычки, хотя бы на время…
Комментируя картину, продюсер Олег Кохан справедливо отметил: «Наш фильм — это болезненный прививочный укол, который пробуждает от иллюзий». И с этим никак не поспоришь: действительно, укол, особенно для людей сентиментальных и пока еще не очерствевших.