Досуг

Гребенщиков признался в любви к законам

На лидера группы «Аквариум» во всем влияет Клод Моне

В рамках своего арт-визита в Киев под многообещающим названием «День радости» Борис Гребенщиков не ограничился традиционным концертом, который он дал сольно, а представил поклонникам полноценную выставку своей живописи в Киевском музее русского искусства, которая продлится до 10 декабря.

Стоит отметить, что выставляет свои художественные работы господин Гребенщиков довольно редко, и только по настойчивым просьбам своих друзей. Накануне открытия киевской выставки Борис Борисыч рассказал, что рисовать картины начал еще в 1976 г. «Холсты и краски нашел на чердаке, а вот искусству живописи никогда не учился, и все законы узнавал эмпирическим путем. Некоторые мои друзья пытались научить, как рисовать правильно, но я отказался от этого знания,— продолжает автор.— А вообще я обожаю законы, потому что их можно нарушать».

Неоднократно работы Гребенщикова демонстрировались в рамках выставок группы питерских художников «Митьки», и, по словам самого господина Гребенщикова, не столько из-за своей высокой художественной ценности, сколько ради обоюдной пользы: «Мы находимся в разных областях искусства, потому что они занимаются искусством, а я — делаю это ради собственного удовольствия. Но я им был нужен, потому что на наши совместные выставки ходило больше народу из-за моего имени»,— отметил БГ.

Отнюдь не обязательным считает знание законов живописи относительно творчества Гребенщикова и директор киевского русского музея Юрий Вакуленко, хотя и признает, что грубых нарушений этих законов в работах БГ он не заметил. «Не важно, что именно изображено на картинах, главное, что очень светлое и красивое. Я думаю, Борис сам достаточно критично относится к своей живописи, но в данном случае дело же не в профессионализме как таковом. Он просто выразил через визуальное искусство свою внутреннюю творческую энергию, которую не мог выразить  музыкой и стихами, а это совершенно иное. Я бы сказал, что это энергетический интуитивный наив, он, как и Гоген, идет не от профессионализма, а от своего ощущения»,— говорит господин Вакуленко.

И в этом с ним никак нельзя не согласиться. По-детски наивные и простые работы Гребенщикова, демонстрируют, как и он сам, гармонию с окружающим миром и с самим собой. Они вызывают чувство радости и тепла, демонстрируют созидательное взаимодействие их автора с окружающим миром, и поднимают зрителям настроение. Они понятны и доступны даже тем, кто не особо знаком с его творчеством и поэтому не сможет провести некие параллели с его текстами.

Сам же автор в качестве своих любимых художников называет Жерара Давида и Клода Моне. «Я, правда, считаю, что Клод Моне — лучший художник, который был за последние 400 лет. Он во мне вызывает просто безбрежную детскую радость, мне хочется на его картины смотреть бесконечно. Во всем, что я делаю, есть влияние Клода Моне: и в том, как я завтракаю, и  как я открываю бутылку красного вина присутствует очень большое  влияние Клода Моне,— смеется Борис Борисович. — Хотя если бы он увидел мои полотна, то наверняка убил бы меня мольбертом».

В русском музее представлены работы, написанные преимущественно в конце 80-х начале 90-х годов, хотя есть несколько картин, созданных совсем недавно, и благодаря этому у посетителей есть возможность проследить, как изменилось за это время мировосприятие БГ. От картин «Белая башня» (1979), «Вожди мирового пролетариата находят в дебрях развалин забытой цивилизации оригинал статуи девушки с веслом» (1989), пейзажей «Моя деревня» (1995), «Петербургский П» (1994) и до современных, более прагматичных, с использованием современных методов и кислотных флуоресцентных цветов.

Помимо картин самого Гребенщикова, представлено также несколько работ и его младшей дочери Василисы, которые с точки зрения искусства, если уж быть совсем откровенным, гораздо более интересны, чем собственно творчество отца. «Я у нее учусь, на моих глазах она становится настоящим художником картин, которые меня радуют, особенно же радуют ее цвета»,— комментирует творчество дочери Борис Борисович, фотографируя ее картины на мобильный телефон.

Что касается коммерческого успеха, то сам Гребенщиков признается, что если предлагает картины на продажу, то их покупают, правда стоимость озвучить отказывается. По мнению же господина Вакуленко, цена их может достигать десятка тысяч долларов: «Не сотен конечно, но десятков так точно, поскольку принадлежат они бесспорно исторически значимой личности». Так что у украинских коллекционеров  есть шансы пополнить свою коллекцию живописью легендарного БГ.

panafidina
Share
Published by
panafidina