Досуг

Киевское шоу Господина Оформителя

Рей Барткус передал весь ужас, шок, абсурд и комизм вечерних новостей

В киевской галерее современного искусства «ЦЕХ» до 26 ноября впервые в Украине открыта выставка американского художника литовского происхождения Рея Барткуса, приуроченная к празднованию «Тысячелетия со дня первого упоминания имени Литвы», которое отмечается в этом году. В экспозиции Breaking Point («Предел прочности») представлены все грани творчества известного мастера.

Сам Рей Барткус, предпочитающий называть себя не американцем, а гражданином космополитичного Нью-Йорка, не только сумел стремительно покорить арт-вершины этого мегаполиса, но и завоевать стойкое признание и авторитет во всем мире. Ныне он входит в тройку самых популярных иллюстраторов США, а его работы украшают обложки лучших американских изданий, таких как The New York Times, Harper’s, The Wall Street Journal, Time, Newsweek, Business Weekly, The Fortune, Boston Globe, Los Angeles Times и Smart Money. Кроме иронично-саркастичных рисунков к публицистическим материалам Барткус создает обложки для книг Френсиса Фукуямы, Салмана Рушди и Маргарет Этвуд, считая это занятие крайне ответственным и почетным для себя.

Рей Барткус известен своими эпатажными инсталляциями и умением использовать неожиданные материалы для своего творчества. В иллюстрациях художник нередко обращает внимание на острые социальные темы, преломляя их через свое личное художественное видение, чем еще больше подчеркивает актуальность своих работ. В его произведениях умело подмечены и отражены все нюансы актуальных общественных, экономических и политических  событий, характерных не только для США, но и в глобальном контексте. «Его крупноформатные лямбда-отпечатки изображают страшные переживания, которые многие ощущают после прочтения газет или просмотра ТВ. Барткус передает весь этот ужас, шок, абсурд, а иногда и комизм того, что мы видим в вечерних новостях»,— говорит американский арт-обозреватель Алиса Копельман. С другой стороны, Барткус предпочитает не драматизировать даже самую сложную ситуацию, а свои персональные выставки превращает в яркие шоу.

Примечательно, что, по мнению художника, своим успехом в Соединенных Штатах он обязан не только своему таланту, но и сложившейся в этой стране  определенной моде на нетривиальное творческое мышление выходцев из Восточной Европы. «Коренные американцы привыкли мыслить определенными стереотипами, а издателям всегда  интересен новый, свежий и оригинальный взгляд на происходящие события»,— утверждает Рей Барткус.

Действительно, оригинальность образного мышления художника сразу бросается в глаза, стоит лишь мельком глянуть на представленные в «ЦЕХЕ» произведения. Барткус умеет посмеяться и над политиками, и над всемогущей властью денег. Вот какие-то странные ячейки-трубочки, напоминающие пчелиные соты, из-под которых выглядывает физиономия «сотенного» Франклина; они варьируются и постепенно переходят от розового цвета к традиционной зелени («Новый мировой порядок», 2008). Оказывается, что  банкноты способны будить воображение не только в предвкушении обильных закупок в супермаркете. «Кружевная» инсталляция, напоминающая вязаные салфетки, в основе своей — это не что иное, как множество монеток. Немудрено, что в художественных кругах Рей Барткус прослыл в какой-то мере бессребреником. Порой доходит и до курьезных трактовок, дескать, коммерческая сторона его творчества художнику не важна. «Это, конечно,  не совсем так,— парирует Барткус в ответ на недоуменный вопрос «i».— Здесь надо различать два подхода. Если я выполняю заказ, то, соответственно, рассчитываю на достойное вознаграждение. Однако в ряде случаев мне значительно интереснее создавать произведения по своей инициативе, не рассчитывая на немедленную непосредственную оплату». Среди излюбленных тем Рея Барткуса — вопросы жизни и смерти, философия старения и марионетизация массового сознания, протест против стереотипности восприятия.

Замысловатый и бестолковый сюжет абстрактной композиции Do You Love Me I Love You («Я тебя люблю! А ты меня любишь?», 2008) обыгрывает пошлую заезженность слов, утративших свое былое значение. Бессмысленно переплетающиеся на девственно белом «свадебном» фоне и многократно повторяющиеся красно-синие фразы сливаются в лживую абракадабру. В то же время «Фонтан молодости», напоминающий современный американский «барбизированный» вариант советской статуи «Рабочий и колхозница»,— это настоящая издевка над «вечной стабильностью» процветающего Общества Благоденствия.

«При том, что неистощимая фантазия Рея Барткуса вместе с исключительным мастерством исполнения его работ способна вызывать восхищение посетителей престижных нью-йоркских галерей, в своем творчестве он все же всегда был и остается настоящим литовцем — способным к сопереживанию, внимательным, тонким и лиричным»,— отметил Посол Литовской Республики  в Украине господин Альгирдас Кумжа.

minakov
Share
Published by
minakov