Математики решили популяризировать свою науку с помощью искусства
В Киевском музее русского искусства открылась выставка «Imaginary. Художественная математика», беспрецедентная не только для этого учреждения, но и для всей Восточной Европы.
В рамках Дней немецкой науки в Украине Русский музей при содействии Научно-исследовательского института математики города Обервольфах (ФРГ), Института математики НАН Украины, механико-математического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко и Посольства Федеративной Республики Германия в Украине создал экспозицию цветной художественной графики, выполненной фотоспособом при помощи компьютерной техники. В эти дни на выставке будут продемонстрированы 12 математических картин, представляющие собой плод синтеза науки и искусства, а также видео и интерактивные программы. «Ранее мы никогда не показывали эту выставку не только в Украине, но и ни в одной из восточноевропейских стран»,— сказал посол ФРГ в Украине доктор Ганс-Юрген Хаймзот. «Эти картины совершенно непривычны и поэтому необычны для нас, тем больший интерес вызвала возможность организовать такую экспозицию»,— в свою очередь подчеркнул директор музея Юрий Вакуленко.
На этих загадочных художественных произведениях под странными названиями — Meou («Мяу»), Seepferd («Морской конек») и т.д.— тщетно искать подписи авторов. Вместо них — замысловатые для непосвященных математические формулы. Собственно, они-то и создали цифровые картины, воспроизведя себя самих в конкретных визуальных образах в разноцветных геометрических композициях. Так, на поверку сухая математика оказывается переполненной жизнью, способной разбудить целые пласты воображения.
В основу выставки Imaginary («Воображаемая») положена идея визуализации математических образов посредством художественного языка. На практике эта идея, чье авторство принадлежит немецкому математику Герту Мартину Гройлю, впервые была реализована в Германии в 2008 г., во время праздничных мероприятий, проходивших в рамках Года математики.
«Репрезентация в целом есть функция визуального понимания, которым обладает субъект, причем оно зависит от его практических познаний»,— отмечал крупнейший историк и теоретик искусства Эрнст Гомбрих. Выясняется, что вот этим самым визуальным пониманием вполне обладает ее величество формула. «Проблема репрезентации стала ключевой проблемой в искусстве второй половины XX в.,— утверждает куратор выставки Татьяна Кочубинская.— В современном искусстве собственно сам способ представления образа с помощью произведений изобразительного искусства является самоцелью. Одним из предметов представления может стать и математический объект. Таким образом, язык, популярный в мире математике, становится одной из форм высказывания в современном искусстве». Надо признать, что такое высказывание не только ярко и оригинально, но и чрезвычайно многословно. Разнообразное и многократное комбинирование зримых образов из математических формул в результате дает немыслимое количество самых причудливых рисунков в виде графики, насыщенной множеством оттенков.
«Как правило, неспециалисту трудно представить себе все изящество и очарование математических формул. К сожалению, понятие о безжизненности, или сухости, математической науки и мнимая схоластичность не способствуют ее популяризации в обществе, да и порой отбивают интерес к глубокому изучению математики у студентов,— говорит Сергей Овсиенко, профессор кафедры алгебры и математической логики механико-математического факультета КНУ им. Тараса Шевченко.— А между тем очевидно, что выплески творческой энергии, осуществляемые знаменитыми математическими формулами с помощью соответствующих компьютерных программ, способны сотворить чудо в рождении высоких образцов подлинных произведений изобразительного искусства, не имеющих ничего общего с какой-либо конъюнктурой».