«Арт-Киеву» удается не только сохранять, но и ежегодно повышать свой авторитет
Международная художественная выставка-ярмарка «Арт-Киев contemporary-2009», в четвертый раз организованная в столичном Украинском доме, убедительно доказывает, что это солидное и престижное мероприятие с каждым годом все более матереет, закрепляя за собой статус одного из самых значительных культурных событий в нашей стране.
Ежегодному росту престижности «Арт-Киева» способствует множество факторов, среди которых вряд ли возможно выделить самый главный. Сама первоначально избранная концепция выставки, выдержав проверку временем, оказалась довольно удачной. Правда, совмещать под одной крышей несколько различных экспозиционных пластов, которые не только не вступали бы в противоречие друг с другом, а, наоборот, выгодно подчеркивали слабые и сильные стороны представленных произведений, — задача не из простых. Тем более приятно, что команда Украинского дома под руководством директора Натальи Заболотной справляется с ней умело и без лишней суеты.
Привлечение к участию в «Арт-Киев contemporary» именитых западных творческих личностей, ставшее уже традиционным, — это чрезвычайно удачная находка организаторов. Вот и на этот раз специальными гостями выставки стали ведущие зарубежные деятели современного искусства: художники Грегор Шнайдер и Фабьєн Вершаер. Почетный гость «Арт-Киев contemporary-2009» маститый швейцарский художник и дизайнер Роже Пфюнд, более всего известный как дизайнер банкнот, не только выступает с отдельной фундаментальной экспозицией, но и успел провести эксклюзивный мастер-класс, посетив который можно было досконально ознакомиться с искусством создания изобразительной основы современных банкнот. Среди всех прелестей «Арт-Киев contemporary», возможно, несколько спорным выглядит пространственно-тематическое решение экспозиции. Размещая практически все самое «вкусное» на первом и втором этажах, отводя при этом авторским разделам и галереям места на галерке, устроители как бы подчеркивают, кто чего стоит. С другой стороны, «Арт-Киев contemporary» в своей основе — это все-таки коммерческое мероприятие, и с этой точки зрения подобная ранжировка вполне уместна.
Вот и на нынешнем «Арт-Киеве» первый этаж отведен по-настоящему роскошной обширной подборке разнообразных произведений современных украинских мастеров, предоставленных известными коллекционерами. Творчество лучших современных украинских художников открывается здесь с неожиданной стороны: практически все работы отличаются хорошим вкусом, а яркая смелая образность на грани фола граничит с необычной тактичностью и порой даже мягкой лиричностью.
Так, вечно эпатажный Илья Чичкан с нашумевшей серией странных «человекоподобных» полотен выглядит тут глубоким мэтром-мыслителем. И надо признать, что его «обезьянник» — это все же представители нашего «уважаемого» общества. Чичкан саркастично усмехается, воздавая всем сестрам по серьгам. И тщательно выписанный струнный дуэт, и милые детки с мамами, — все они не более чем обычные приматы-марионетки, и не стоит выпендриваться. Как в басне Крылова: «И как друзья вы ни садитесь, все ж в музыканты не годитесь».
Мистические пейзажи и ретро-ню Владимира Панича из серии «Письма с фронта» надолго приковывают внимание посетителей, а мощные грандиозные полотна Арсена Савадова и Василия Цаголова поражают масштабностью замысла и оригинальным мастерством исполнения. В свою очередь, коллекционные картины Александра Ройтбурда, хоть и как всегда классически глубоки по содержанию, но рядом с холстами других мастеров выглядят на удивление сдержанно.
К сожалению, дни проведения «Арт-Киев contemporary-2009» омрачились скорбным событием. Первого ноября скончался художник Александр Гнилицкий, и картины ушедшего от нас мастера приобрели особую трагическую окраску.
В рамках выставки представлен ряд специальных проектов, от ультрасовременного «Флешка. Новое украинское видео» куратора Александра Соловьева, видео-калейдоскопов «Хозяйка» и «Видеозал» Дмитрия Булныгина из Москвы, переполненных эротикой и двусмысленностями, до живописных «Простых вещей» Влады Ралко, лубочного «Соцкапитализма» Оксаны Левченя-Константиновской и механической «Амбивалентности» Александры Жумайловой-Дмитровской. Последний проект особенно своеобразен. Художница с исключительно тонкой графичностью, невероятной деталировкой создала пугающе натуралистические и живые образы неких «железных дровосеков». Страшноватые тети и дяди, а также их отпрыски наделены узнаваемыми вторичными половыми признаки из трубочек, гаечек, винтиков и прочих шпунтиков. Словом, люди будущего (а, может быть, уже и настоящего?) во всей своей красе.