Досуг

Новая волна накроет не всех

Меценаты решили сами, кого называть современным классиком

Выставка «Украинская Новая волна. Живопись, фото, видео второй половины 1980 — начала 1990-х годов», завершившая свою работу в Национальном художественном музее Украины в начале ноября, увенчалась выпуском специального каталога. Этим изданием заложены идеологические предпосылки для официальной канонизации плеяды современных украинских художников так называемой «Новой волны».

За признание соответствующими государственными институтами в качестве полпредов современной украинской живописной школы именно представителей «Новой волны» высказалась, в частности, известный украинский искусствовед Галина Скляренко, выступившая на презентации каталога. Уложить художников в прокрустово ложе официоза считают нелишним и директор НХМУ Анатолий Мельник, и меценаты проекта Игорь Воронов и Дмитрий Андриевский.

Примечательно, что экспозиция «Украинская Новая волна. Живопись, фото, видео второй половины 1980 — начала 1990-х годов» стала первой из долгосрочного проекта, посвященного 110-летию со дня открытия первой выставки в НХМУ, рассчитанного на несколько этапов. В юбилейный год музей привлек для создания выставок сокровища из своих фондов, в обычное время совершенно недоступные посетителям, а также произведения из Сумского областного художественного музея, собраний PinchukArtCentre и ряда частных коллекций.

По словам организаторов выставки, живопись, фото- и видеоинсталляции, вошедшие в экспозицию НХМУ, наглядно демонстрируют переход в Украине в конце 1980-х и в первой половине 1990-х от советского до современного искусства и включение его в общемировой контекст. Сами художники-нонконформисты «Новой волны», обласканные меценатами и плотно опекаемые ими, тему так называемого официального признания предпочитают не комментировать, сохраняя гордое молчание. Понять их можно, ведь и сейчас им живется совсем неплохо. Что произойдет в том случае, если творчество Ильи Чичкана, Арсена Савадова, Александра Ройтбурда и еще нескольких десятков мастеров кисти, фото- и видеокамеры начнут на полном серьезе изучать в украинских школах и институтах, предсказывать сложно. Взять, например, холст будущего «классика» Александра Гнилицкого «Фонтан», который весьма натуралистично, со всеми подробностями трогательно повествует об акте мочеиспускания некой особы женского пола. Конечно, картина уместна в качестве иллюстрации к учебнику по физиологии. Хотя, Людмила Березницкая, доцент Национальной Академии искусств и архитектуры, арт-критик и куратор художественных проектов, возглавляющая фонд «Эйдос», считает «Фонтан» украшением своей коллекции.

Собственно, основной задачей фонда является поиск, поддержка и продвижение молодых украинских талантов и, таким образом, молодым дарованиям должно быть совершенно очевидно, в каком русле им необходимо развивать свой талант. Куратор выставки Оксана Баршинова считает украинскую «Новую волну» неотъемлемой частью всего украинского искусства, которая сама уже стала традицией, определяющей пути развития современного изобразительного искусства. «В этих произведениях соединились как трансавангардистские тенденции, так и национальные традиции, в частности украинского барокко. Сегодня само понятие современного украинского искусства неразрывно связано с именами Олега Тистола, Василия Цаголова, Ильи Исупова, Александра Гнилицкого, Юрия Соломко, Глеба Вышеславского, Александра Ройтбурда и рядом других признанных мастеров. Неудивительно, что они и представляют успешно современное украинское искусство за рубежом. Украинская «Новая волна» — это выдающийся творческий феномен, который стал неотъемлемой частью украинского искусства и ныне определяет пути его дальнейшего развития»,— отметила госпожа Баршинова, тем самым косвенно отказав множеству не менее современных украинских живописцев, не причисленных к «создавшим волну», в праве называться таковыми. Так что, как говорится, кто не успел, тот опоздал. И называй теперь себя каким угодно современным, но право на использование этого бренда закреплено только за избранными (читай точный список).

Название «Украинская Новая волна» (УНВ) возникло по аналогии с мировыми процессами эпохи New Age 1980-х годов, связанных с «реабилитацией» живописи после концептуализма, акцентировавшего творческий процесс на идейном построении, замысле, а не исполнении, процессе как таковом. С началом презентации УНВ на крупных культурных мероприятиях в Киеве и Москве этот вид искусства одни стали называть «украинским постмодерном», другие «украинским необарокко», а третьи — «украинским трансавангардом», хотя суть оставалась одной и той же.

minakov
Share
Published by
minakov