Фотографы нашли много общего у катовицкого Никишовеца и киевской Троещины
Открытием выставки польского фотографа Михала Лучака «Никиш» в галерее «РА» ознаменовался старт ІV фестиваля KievFotoCom, который проводится в украинской столице каждую осень, начиная с 2006 г. Сквозной темой нынешнего фото-форума названа «Интроверсия», глубокое визуальное погружение в суть рассматриваемого жизненного явления.
Кроме презентации творчества Михала Лучака, в этом году в перечне событий фестиваля KievFotoCom, намеченных на период с 22 октября до 20 ноября,— знакомство с мастерами Львовской школы фотографии в ЦСМ «Совиарт», Школы фотографии Виктора Марущенко, украинских фотографов Ирины Клименко, Александра Верещака и экспозиция француженки Нади Беркани «Безмолвное изгнание». Вниманию всех желающих серьезно углубить свои знания в области практической фотографии будут предложены традиционные бесплатные мастер-классы. Фотопроект Михала Лучака «Никиш» — это серия примерно из 150 фотографий, над которой мастер работал с 2003-го по 2006 г. Собственно Никиш (полное название — Никишовец) — это район города Катовице, считающийся архитектурной жемчужиной горняцкой Силезии.
Построенный в начале ХХ века по проекту немецких архитекторов Эмилем и Георгом Зильманами как самодостаточный район для шахтерских семейств, он был призван воплотить идею идеального города. И действительно: до той поры, пока в начале 1990-х в Польше еще не начался процесс так называемой реконструкции угольных шахт, этот район успешно функционировал согласно первичному замыслу. Горняки жили рядом с родной шахтой Wieczorek, их дети учились поблизости, а инфраструктура была настолько развитой, что жители считали себя единой общиной.
Ныне все смешалось в этом доме, и старинная индустриальная архитектура уже отнюдь не радует глаз. Может, и не настолько обветшали закопченные старые дома родного для Михала Лучака Никишовеца, но черно-белые фотографии невольно подчеркивают его довольно безрадостную злободневность. Обитатели Никиша, как и граждане бывшего СССР, столкнувшиеся после развала коммунистической системы с необходимостью перестраиваться, очутились наедине с многочисленными проблемами. Безработица, безысходность, отмирание давних традиций, алкоголизм. Не зря в поле зрения объектива Михала Лучака так часто попадали пожилые люди, с безнадегой глядящие в камеру, а святое распятие на стене и образ богородицы — это все, на что им осталось уповать…
Ряд фотографий проекта Михала Лучака вызывает невольные концептуальные ассоциации с нашумевшими снимками студии Виктора Марущенко из серии «Троещина». «Это буферная зона, где живут преимущественно даже и не киевляне, а некий гибрид колхозника с горожанином,— так рассказал известный фотомастер о своем видении Троещины.— Мы долго искали образ этого места. В результате мы пришли к визуальному решению с фотографиями как дико пустынных улиц, так и территорий, где пьяные компании развлекаются, кто во что горазд».
Отметим, что польский Никишовец — во многом та же Троещина. Вот вам польские реалии от Михала Лучака: в современной затхлой атмосфере шахтерского Никиша можно круто оттянуться, сфотографировавшись с изображением голой порно-бабы, наливающей пиво в кружку прямо из причинного места. Прямую параллель можно увидеть и в украинском снимке, на котором упившаяся в дым юная «спальнорайонная» девица без исподнего лежит ничком на траве. Кстати, как Никиш в свое время был гордостью для Катовице, так и Троещина когда-то служила украшением Киева. Было время, когда все иностранные делегации, прибывавшие в Киев, привозили полюбоваться ее новенькими ухоженными оригинальными разноцветными высотками, образцами озеленения, чудесной природой, по-социалистически продуманной планировкой и великолепной перспективой. До поры до времени…
Основной целью KievFotoCom-2009 является введение Украины в поле и контекст современного фотоискусства посредством ознакомления самой широкой аудитории с мировыми тенденциями. Однако в этом году задача была поставлена под угрозу срыва. Экономический кризис крайне негативно отразился на уровне подготовки KievFotoCom-2009. Организаторы практически начисто лишились спонсорской поддержки, и по сути только участие в проекте Польского института в Киеве и Французского культурного центра позволило не ударить в грязь лицом.