Досуг

Валерий Чуйков: «Цены на современных украинских художников завышены»

Художник Валерий Чуйков, рисовавший для Маргарет Тэтчер и Йозефа Блаттера, в интервью «i» рассказал о ценообразовании на живопись современных мастеров и перспективах украинского рынка

Вопрос: Вы уехали из Советского Союза, когда он, по сути, прекратил свое существование. Особенности государственного устройства накладывают отпечаток на условия работы художника?

Ответ: Если сравнить условия работы сегодня и в советское время, то художники, конечно же, скажут, что тогда был рай небесный даже зимой. Потому что краски стоили дешевле, заказчиком выступало государство, причем заказы поступали регулярно. Мы могли свободно ездить, чтобы писать. Страна была огромной, на ее территории были любые пейзажи и пустыни, и горы.
На сегодняшний день художнику становится сложнее осуществлять свои идеи. Искусство сейчас зачастую склоняется в коммерческую сторону.
Я знаком с учителем принца Чарльза Джоном Вордом — потрясающим художником, ему уже исполнилось 90 лет. Это один из самых старейших академиков Англии, тончайший мастер. Но в последнее время у него произошли конфликты с тем художественным видением и образом, которые становятся все более распространенными в Англии. Я имею в виду авангард.
Что касается Украины, то здесь бизнес в изобразительном искусстве начал зарождаться, как мне кажется, в 1990-е гг. В галереях я вижу работы художников, которые были моими учителями. Думаю, эти работы приобретались в тяжелое время тех лет, когда сильные художники не могли существовать в буквальном смысле. Они были вынуждены продавать свои работы по $100-200, но теперь значительно поднялись в цене. Вообще я считаю украинский рынок изобразительного искусства очень перспективным.

В: Какие для этого предпосылки?
О: Помните, в советское время даже продавцы овощных магазинов, благодаря своим связям собирали библиотеку классиков и выставляли их книги дома в мебельных шкафах напоказ? Зачастую эти книги не читались, но их наличие считалось престижным. Точно так сейчас в Украине начинает формироваться рынок изобразительного искусства. Люди понимают, что надо покупать живопись. Потому что это благородно, красиво и ценно. Кроме того, живопись только растет в цене.

В: Давайте конкретизируем: как формируется цена современного изобразительного искусства? Есть какая-то методика?
О: Есть. Прежде всего доверяйте сердцу. В этом основная суть методики.
Цены, которые сегодня стоят на современных украинских художников, — 100-200 тыс. условных единиц — завышены. Но это мое личное мнение. Определить конкретную цену работы трудно. Сам рынок ее определяет. Если рыночные игроки заинтересованы, то они никогда не дадут упасть ценам. Особенно, если идет речь о десятках миллионов долларов.

В: Каким образом могут дилеры удерживать высокие цены на живопись?
О: Например, определенный высокий ценовой порог можно поддерживать с помощью каталогов, газетных публикаций, телевизионных репортажей. Создается ажиотаж вокруг той или иной работы, чтобы повысить к ней интерес, а по сути — рыночный спрос. И такая игра может вестись много лет.
Кстати, есть так называемая европейская цена для художников. А в Украине существует замкнутость рынка. И если в 1996-1997 гг. украинские художники копейки стоили, то сейчас на них взорвались цены. Бизнес пошел каким образом? Работы украинских мастеров покупают на зарубежных аукционах, а раньше их приобретали фактически за бесценок. Потом их ввозят в Украину и тут снова продают еще дороже. Но такая ситуация долго не продержится. Цены сойдут вниз и уравняются с ценами на работы европейских художников.
Украинский рынок будет меняться. И постепенно на него, я уверен, придет западная живопись. У нас была очень хорошая школа, но на сегодня все потеряно. Конечно, цены будут формироваться, исходя из рыночного спроса. У дилеров нет столько возможностей, чтобы удерживать завышенные цены на украинских художников. Уровень в 100 тыс. — это не европейская цена на их работы.

В: Что подразумевалось под «европейской ценой» до кризиса в мировой экономике, и как кризис отразился на этой цене?
О: Кризис отразился снижением цен, поскольку спрос упал, сократилось количество сделок. Но работы не всех художников снизились в цене. Не все идут на это ради совершения сделок. Потому что иначе авторы работ и дилеры просто подведут своих клиентов, которые уже владеют их работами. То есть ситуация сейчас такая превалирует, что цены не снижены, но сократилось количество сделок.
Хотя на украинском рынке изобразительного искусства, я думаю, кризис не отразился и негативные тенденции в экономике не играют на нем никакой роли. Если в Европе картины покупают представители так называемого среднего класса и тратят на это 6-10 тыс., то в Украине в сознании этой категории покупателей нет установки на приобретение живописи. А обеспеченные люди в Украине, я думаю, испытывают на себе влияние кризиса незначительно. Потому для них — что 10 тыс., что 20 тыс. не играет большой роли. Именно они и являются покупателями предметов искусства в Украине.

В: По сути, на украинском рынке нет конкуренции между западными и украинскими художниками?
О: И да, и нет. Я бы выделил другую особенность. Характерная черта европейского рынка — развита работа галерей с живыми художниками. Украинский рынок не формируется на живом потоке.
Думаю, ситуация улучшится в Украине после принятия закона о спонсорстве. Государство все равно денег не дает. А бизнесмены могут себе позволить вкладывать деньги в развитие искусства. Но их надо поощрять в этом. В искусстве нужна свежая кровь, чтобы формировалось новое достойное наследие.
За рубежом в этом бизнесе ходят миллиарды долларов. И Англия, в частности, занимала обычно первое место по продаже живописи. Но три года назад лидерство перехватили США. Третья позиция — у Европы. О нынешней ситуации говорить не будем — из-за кризиса в изобразительном искусстве можно констатировать упадок. Но это бизнес.
До XIX в. не было критиков и не было бизнеса. Искусство было искусством. Но когда в изобразительное искусство пришли законы бизнеса, то дилер стал выступать даже более главным человеком, чем сам художник. Именно дилер, если он вкладывает деньги, может из ничего сделать художнику известное имя.

В: Вы думаете, современные дилеры зачастую работают на цену, но убивают ценность современного искусства?
О: Да. Очень хорошее выражение.

_______________

Валерий Евгеньевич Чуйков родился в 1949 г. в Запорожье в семье народного художника Украины Евгения Чуйкова. С 1963 по 1990 гг. жил в Киеве. Потом переехал в Великобританию. 1963-1967 гг. — учился в Киевской государственной художественной школе. Окончил Киевский государственный художественный институт, преподаватели Татьяна Яблонская, Вилен Чеканюк. Стипендиат Союза художников СССР 1976-1978 гг. Первая премия в жанре живописи на Республиканской молодежной выставке 1977 г. (УССР). Лауреат Международного фестиваля молодежи на Кубе 1979 г. Его работы хранятся в частных коллекциях бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, председателя Международной федерации футбола Йозефа Блаттера, председателя Федерации футбола Украины Григория Суркиса, бывшего совладельца банка «Аваль» Федора Шпига. Участвовал в аукционе Christie’s, работал с галереями Garden of Eden, Francis Iles, Gallery on the Green, Roy Miles Gallery. Работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.

dolinchuk
Share
Published by
dolinchuk