В Киевском музее русского искусства до 31 августа открыта выставка произведений Ларисы Годуновой «Ниша»
В Киевском музее русского искусства до 31 августа открыта выставка произведений Ларисы Годуновой «Ниша». Представленные работы, выполненные в традиционных для художницы техниках масляной живописи и пастели, подтверждают ее верность своей оригинальной изобразительной концепции.
Название выставки совершенно точно определяет не только творческое кредо Годуновой, но и свидетельствует, что художница, отважившись выйти к ценителям высокого искусства с масштабной персональной экспозицией в стенах Русского музея, уверена в том, что свою, причем весьма достойную, нишу в украинской живописи она занимает по праву. Не балуя тематическим разнообразием, известный мастер, выпускница мастерской знаменитой Татьяны Яблонской, тем не менее сумела одновременно поразить буйноцветьем красок совершенно живых натюрмортов, сказочностью аллегорических холстов, живописным одиночеством аскетических городских пейзажей и неправдоподобной яркостью пастелей.
Лариса Годунова занимается живописью на протяжении пятидесяти лет, и нынешняя выставка в определенной степени является итоговой для нее. Она стремилась показать свои лучшие работы, созданные за последнее время, и ей это вполне удалось. Творческий путь художницы, по ее собственному признанию,— это последовательный, настойчивый, целеустремленный и постоянный, несмотря ни на какие очевидные достижения и хвалебные оды, поиск своего «я» в изобразительном искусстве. При этом, оставаясь преданной однажды избранному реалистическому жанру, она всегда стремилась к оригинальности самовыражения, что и привело к выработке своего неподражаемого художественного почерка и манеры письма. Каждая из почти сотни ныне представленных работ Ларисы Александровны — это рассказ-экспромт, навечно запечатленный вдохновленной кистью художницы. «Меня привлекают неожиданные, но совершенно реальные сюжеты. Их подсказывает сама жизнь,— рассказывает Годунова.— Вроде бы привычные предметы, ступеньки, лестницы, здания. Но вдруг что-то происходит, и ты видишь их по-другому, все открывается перед тобой по-новому, как будто тебя посвятили в некое таинство».
Живопись Годуновой неожиданна и непредсказуема. Пейзажи, выполненные маслом, иногда могут грешить академизмом, а вот пастели отличаются неожиданной чувственностью и фантазийной сочностью. В любом случае картины художницы, при всех других своих качествах, демонстративно импрессивны, а зачастую и откровенно декоративны, а сюжеты, как правило, подсказывает Его Величество Случай, что, конечно, отнюдь не умаляет их достоинств. Так и получилось, что сквозным образом серии ее последних работ стал Арлекин — собирательный и символический, но вполне правдивый герой. «Однажды я увидела в проходном дворе не то забытую, утерянную, не то просто выброшенную куклу-арлекина; признаться, физиономия была у него не очень симпатичная. Фигурка была жалкая, но вызвала во мне много смешанных чувств, призабытых впечатлений, воспоминаний»,— сокровенно поведала госпожа Годунова. Серию полотен «Весна в ботаническом саду», начатую в 2006 г., Лариса Годунова называет «фантастическими композициями»: «Розовые, сказочные ступеньки, ведущие в неведомое, деревья, которые как бы кружатся в танце, и это аллея в осеннем парке, напоминающая мне песочные часы…».
В картинах Годуновой очевидна и нескрываемая ностальгия. Без сомнения, для киевских пейзажей, которые составляют значительную часть экспозиции, при всей их цветовой насыщенности, порой даже красочности характерна невероятная лиричность. Столичные улицы, как, например, на картине «Боричів Тік», преимущественно пустынны; лишь изредка проскользнет случайный прохожий-инкогнито или дама под платком, скорее напоминающим вуаль. Это вечный Киев, без признаков времени. «Общей отличительной чертой большинства моих работ является признание художественного очарования прошлого, это для меня основной источник вдохновения»,— говорит Лариса Годунова и называет имена, ставшие веховыми для нее: Николай Сапунов, Георгий Нарбут, Федор Кричевский…
Творческие поиски, реализованные в ее произведениях, простираются от разнообразных натюрмортов до остродраматических урбанистического плана. Лариса Годунова концентрирует свое внимание в живописном постижении цвета, в по-новому экспрессивной, раскованной стилистике самовыражения. «Меня волнуют проблемы, навеянные сезанизмом и фовизмом, откровенно материально беспокоит сама цветная плоть живописи. В своих произведениях я стараюсь проявить пластику линии, передать игру света и тени, глубину насыщенного цвета, а также выразить загадочность, бескорыстную красоту природы»,— объясняет Годунова.
Иметь работы Ларисы Годуновой в своей коллекции почитают за честь не только украинские, но и иностранные ценители живописи; эти полотна находятся в музеях и серьезных частных собраниях нашей страны и за рубежом — в Польше, Франции, Ватикане, Канаде, Словакии и Корее.