После громкого провала фестиваля «Свирж» и фактически не оправдавшего высоких ожиданий Global East Rock Festival — 2009 стало окончательно ясно, что Украину уверенно засасывает болото стагнации концертно-гастрольной деятельности
После громкого провала фестиваля «Свирж» и фактически не оправдавшего высоких ожиданий Global East Rock Festival — 2009 стало окончательно ясно, что Украину уверенно засасывает болото стагнации концертно-гастрольной деятельности.
Предполагалось, что скромному селу, расположенному в 40 км от Львова, вполне по силам превратиться в Нью-Васюки и на самом высоком уровне провести мероприятие с громким названием «Международный фестиваль культур народов мира «Свирж-2009». В период с 31 июля по 2 августа на трех сценах должны были состояться более 60 концертов, а пение мощного иностранного десанта в составе Нино Катамадзе & Insight (Грузия), «Здоб ши Здуб» (Молдова), Пелагеи (Россия), The Klezmatics (США) и Cankisou (Чехия) дополнил бы внушительный контингент украинских исполнителей, среди которых заявились «Вопли Видоплясова», «Плач Єремії», Esthetic Education, «Пікардійська терція», Энвер Измайлов и др. Однако уже через день, 1 августа, техники начали разбирать сцены, объяснив это тем, что организаторы не выплатили им гонорар в полном размере согласно договору. По их словам, организаторы фестиваля надеялись собирать деньги, необходимые для всяческих выплат его участникам, в ходе самого процесса. Расчет на это оказался явно неоправданным: все мероприятие закончилось скандалом, причем в очередной раз вследствие безответственности и явного авантюризма его организаторов, с нелепым объяснением провала необходимостью переформатирования фестиваля и попыткой оправдания тривиальной нехваткой денег.
«Странные вещи стали происходить с самого начала,— рассказывает директор группы Mad Heads XL Оксана Михайленко.— Внезапно нам заявили, что саунд-чеки проводиться не будут. Олегу Скрипке заявили то же самое. Пошли выяснять, в чем дело. Сергей Бойко и Богдан Зинько, представляющие студию «Арт Макс», которая ставила звук на «Свирже», сообщили, что организаторы фестиваля, продюсерский центр «Габри», нарушили обязательства по выплате им гонорара в размере 700 тыс. грн., ссылаясь на отсутствие средств. Но все это только вершина айсберга. Наши ребята (Mad Heads XL) и другие команды не имели возможности нормально расселиться. Представьте себе ситуацию, равно неприятную как для нас, так и для зрителей, когда мы обнаружили закрытые туалеты и душевые кабины, отсутствие снабжения продуктами и мобильной связи. Даже когда организаторы поняли, что все рушится, они по-прежнему как ни в чем не бывало продолжали продавать билеты. Это не фестиваль, а скандал международного уровня».
По словам госпожи Михайленко, именно Mad Heads XL удалось спасти ситуацию. «Когда народ (а это более 10 тыс. человек) понял, что их кинули, а концертов, за которые они заплатили в среднем по 200-300 грн., не будет, началась паника, воровство и т.д. Надо было что-то делать. Мы решили выступить бесплатно, надо было поддержать людей, которые верят в фестивальное движение в Украине. После нас с большим успехом отработали «Здоб ши Здуб», другие исполнители…»
При всех веских основаниях подавать в суд на продюсерский центр «Габри» и лично на директора фестиваля «Свирж» Армине Габриелян с целью взыскания морального и материального ущерба Оксана Михайленко не видит особой нужды. «Они уже сами себя достаточно наказали, а лежачего не бьют. Хотя обидно, ведь иностранцев без стопроцентной предоплаты на наши фестивали теперь не заманишь»,— отметила она.
Примечателен и тот факт, что даже ставка на хэдлайнеров, в качестве которых на «Свирже» предполагалось выступление так и не приехавшей на Украину обладательницы двух премий «Грэмми» Цезарии Эворы, а на Global East Rock Festival британской группы Motorhead, таки отыгравшей на ночной «Чайке», призванная если не затушевать, то несколько сгладить многочисленные огрехи и промахи организаторов, совершенно себя не оправдала.
Необходимо отметить, что накануне Global East Rock Festival Дмитрий Хлевинский, директор концертного агентства Global Promotion, которое наряду с компанией Grand Prix Concert стало крестным отцом этого фестиваля, не считал, что первый блин окажется комом. «На Motorhead пришло более 3 тыс. зрителей, хотя и этого конечно мало. Однако все прошло не совсем так, как хотелось. По двум причинам. Во-первых, кризис все-таки дает о себе знать, а во-вторых, предыдущий фестиваль «ПроРок» подорвал доверие людей, они побоялись ехать на «Чайку», потратив деньги впустую»,— говорит Дмитрий Хлевинский. Несмотря на невысокую посещаемость Global East Rock Festival — 2009, господин Хлевинский обещает проводить его каждый год, сделав его регулярным. «Правда, прогнозировать в нашей стране очень сложно,— добавил он.— К тому же на Украине, по сути, нет фестивально-гастрольной культуры. Однако ныне мы все-таки доказали, что являемся серьезными промоутерами».
Гораздо менее оптимистичен президент фестиваля «Чайка» Ярослав Быструшкин, который считает, что концертно-гастрольная деятельность на Украине охвачена глубоким системным кризисом. «Я давно прогнозировал всю эту нынешнюю ситуацию. Все началось не сегодня и превратилось для страны в большую проблему,— считает господин Быструшкин.— Рукотворный провал фестиваля «Київ травневий», уничтоженный конкурс Владимира Горовица, а в этом году не проводились «Таврійські ігри» — все это в одном ряду… Пришла власть, которая уничтожает культуру. При этом во всем мире государство финансово поддерживает фестивали, даже Каннский кинофестиваль на 90% зависит от этой помощи. Так происходит практически везде, но только не на Украине». Кроме того, по мнению господина Быструшкина, Украина, тяжело переживающая реалии глобального финансово-экономического кризиса, получила колоссальный удар в виде искусственной девальвации национальной валюты, превратившись в страну массового обнищания граждан. «В условиях нестабильности валютного курса мы не можем брать и четко выполнять обязательства перед иностранными партнерами»,— сказал Ярослав Быструшкин. По его мнению, необходимо в корне переломить отношение государства к организаторам фестивалей как к бизнесменам, которые якобы занимаются этой деятельностью для того, чтобы получать сверхприбыли, также надо переломить инертность крупных компаний-спонсоров, которые очень туго расстаются с деньгами.
По прогнозам Ярослава Быструшкина: «В ближайшее время фестивально-гастрольная деятельность на Украине продолжит свое падение, по крайней мере, до той поры, покуда будет наблюдаться такое же отсутствие государственной поддержки и будет продолжаться обнищание людей. Концерты станут напрямую финансироваться олигархами и перейдут в элитарную сферу, переместившись на дачи и превратившись в закрытые вечеринки для избранных. Наступит полная стагнация. Отмены и провалы концертов, вследствие недостаточного финансирования и низких сборов станут закономерностью. Для западных промоутеров мы интереса не представляем, они сюда не спешат, а после недавних событий и подавно. Они раскручивают нас, а не мы их; ведь у нас нет нормального шоу-бизнеса. Гораздо с большим успехом такие звезды, как Элис Купер или Агилера, могут выступать в Дубае или в Индии».
Вопреки грустным предсказаниям, жизнь продолжается, и к нам продолжают стремиться идолы западного шоу-бизнеса. Несмотря на очевидный коммерческий провал киевского концерта Limp Bizkit, его организаторы, признав свои ошибки, везут к нам маленькую леди с большим голосом — поп-певицу Anastacia. Ее выступление намечено на 13 сентября во Дворце спорта. Промоутер компании «АСА» Антон Абдуллаев признает, что ставка на Limp Bizkit себя не оправдала. «Но Anastacia — это ведь совсем другое, не правда ли? Теперь у нас надежные спонсоры — компания Nemiroff, и все будет хорошо. Для того, чтобы не проколоться с отменой концертов, надо просто узнавать, кто их организует. Если компания надежная, то билеты можно покупать смело»,— уверен господин Абдуллаев.