В столичной галерее Brucie Collections до 31 августа открыта выставка «Игры света» Ивана Цюпки
В столичной галерее Brucie Collections до 31 августа открыта выставка «Игры света» известного украинского фотографа и художника Ивана Цюпки.
На первый взгляд новая экспозиция выглядит несколько эклектичной, ведь представленные фотографии явно различны по сюжетам, тематике и даже авторской концепции. Однако это вполне оправданный подход, так как прежде всего Иван Цюпка стремился познакомить посетителей галереи со своими лучшими работами из разных серий и проектов последнего времени. Кроме того, к самому понятию концептуальности он относится с явной прохладцей. «Время художественных концепций, к счастью, проходит, или, наверное, концепции просто становятся менее важными для меня лично,— объясняет Цюпка.— В момент съемки я почти никогда, исключая, может, парочку ситуаций из области того, что модно сейчас называть «радикальным искусством», не задумывался, что я делаю и зачем, какая у этого «глубокая идея» и «многогранная концепция». Тем не менее все произведения на выставке решены в рамках одной сверхзадачи, самой важной для фотохудожника: показать его способность увидеть и увековечить мгновение, которое потрясло своей красотой. При этом в его играх со светом и цветом тщетно искать скрытые смыслы и тривиальные смысловые параллели. Например, при созерцании ночного «Небоскреба», самой дорогой и по-видимому центральной работы на выставке, видишь мистический образ обреченного «Титаника», пробирающегося сквозь холодную океанскую мглу. «Здесь нет никакой загадки,— говорит Цюпка.— Это просто киевский небоскреб на бульваре Леси Украинки. Я проходил рядом, увидел эту картину и был совершенно очарован ею; к счастью, фотоаппарат был со мной, а остальное было дело техники».
Две другие фотографии мастера из серии Flashing Lights также способны ввести в заблуждение. Нарядно и даже вызывающе ярко одетые молодые женщины, хоть и совершенно неуместно, но красноречиво, демонстрируют свои прелести на фоне огней пролетающих мимо автомобилей. Кажется, совершенно очевидно: это «ночные бабочки»; фотографии, бичуя пороки общества, поднимают наболевшую социальную проблему. Однако, по словам Ивана Цюпки, в этих постановочных сюжетах он только стремился передать поразившую его красоту и ничего больше.
Верный этой цели, он, согласно своей прихоти, облачает «юлеподобную» модель Блонду в элегантное вечернее платье и… помещает ее в ванну, где гирлянды создают иллюзию искрящейся воды (Bath Time). Другую женщину («Ева») он, наоборот, раздевает до стадии оргазма, а третья с наслаждением «пьет», погрузив лицо в стеклянно-ледяные электрические струи (Electrical).
Пейзажные фото у него также достаточно неординарны. Художник смело экспериментирует с бликами, отражениями и мерцающими огнями ночных дорог, как правило, не конкретизируя объекты своего восхищения.
Львиная доля экспозиции отведена работам из фотопроекта Wireframe, где виртуальный цифровой мир изящных и невесомых эротических конструкций «проволочных каркасов», парящих в компьютерных балетных па, не противоречит реальному, а наоборот — помогает «разложить все по полочкам». Интересно, что при всем этом трогательном отношении к «цифре» в своем творчестве Иван Цюпка к помощи компьютеров практически не прибегает, все цвета у него естественны, без подкрашивания в фотошопе. Таким же традиционалистом и разумным консерватором он выглядит и по отношению к тиражированию своих фотографий. Оригинальные снимки могут быть распечатаны им на обычном «Кодаке» в количестве не более чем нескольких сотен номерных авторских экземпляров, стоимостью от $600 до $1 тыс.