Очередной шедевр Pixar Animation Studios пока не смог себя окупить
Сегодня наконец-то в украинский широкий прокат выходит очередное детище студии Pixar Animation Studios мультипликационный фильм «Вперед и вверх», которому впервые в истории мультипликации выпала честь открыть 62-й Каннский кинофестиваль.
За годы своего существования Pixar Animation Studios стала одной из наиболее коммерчески успешных киностудий за всю историю кинематографа. Ряд шедевров, созданных ее авторами («Истории игрушек», «Приключения Флика», «Корпорация монстров», «В поисках Немо», продажа которых принесла создателям $2,5 млрд., «Рататуй», «ВАЛЛ-И»), в этом году пополнился не менее замечательной лентой «Вперед и вверх», которая уже собрала в мировом прокате более $232 млн. (при бюджете в $175 млн.).
На этот раз сценаристы студии Пит Докер и Боб Питерсен, уличенные в любви к тачкам, роботам, собакам, рыбам, крысам и кому угодно, но только не к людям, в качестве главного героя выбрали эксцентричного 78-летнего старичка Карла Фредриксена, в изобилии наделенного всеми теми прелестями, которые несет с собой столь почтенный возраст. Всю жизнь старика авторы умудрились поместить в первые десять минут картины: детство юного Карла и мечты о путешествии в Южную Америку, его знакомство с единомышленницей Элли, дружба с которой перерастает в любовь, рождение и потеря ребенка, скучная работа, копилка, деньги из которой приходится тратить то на ремонт крыши, то на лекарства, но не на воплощение общей мечты и т.д. Но как только Карлу удается накопить денег на заветные билеты, Элли умирает, оставляя его в полном унынии и одиночестве, один на один со списком нереализованных планов, скверным характером, старческим артритом и домом, полным любимых вещей и дорогих сердцу воспоминаний. Однако угроза лишиться родного уголка и провести остаток лет в доме престарелых возвращает эксцентричного старика к жизни — он привязывает к своему дому 20 тыс. гелиевых воздушных шаров и отправляется в долгожданное путешествие в Южную Америку к райскому водопаду. И все могло получиться бы совсем иначе, если бы случайно в путешествие вместе с ним не отправился восьмилетний скаут Рассел.
С этого момента «Вперед и вверх» превращается в настоящий экшн. Трюки и беготня, сцены полетов и погонь, борьба, в которой мешает победить радикулит, захватывающие приключения и смешные моменты перемежевываются с мастерски подмеченными бытовыми реалиями, житейскими истинами и философией. При всей кажущейся простоте сюжета, в нем масса неожиданных поворотов, ложных ходов и логических ловушек, а также аллюзий на классическую литературу и вечный поиск дороги домой. Здесь смешное и грустное органично друг друга дополняют, эмоции настолько молниеносно меняются, что зритель не успевает опомниться: только что он смеялся во весь рот, а тут уже текут слезы. Однако, несмотря на изобилие детских штучек (говорящие собаки, огромные птицы невообразимых цветов, злодеи и герои, фирменные пиксаровские фишки, 3D-анимация и т.д.), «Вперед и вверх» — мультфильм все-таки для взрослых. И отправляться в кинотеатр стоит скорее всего в компании своих бабушек и дедушек, чем собственных детей. Возможно, кому-то пример Фредриксена поможет осознать, что для того, чтобы в жизни появилось что-то новое, нужно для него освободить место и избавиться от старого груза, что ценность жизни не просто в движении без запинки из точки А в точку В, а в самом процессе, в приключениях с ним связанных. Как раз они, несмотря на торчащий со всех углов реализм, и становятся центром мультфильма.