Досуг

Под недремлющим оком палимпсеста

В Киевском музее русского искусства до 26 мая открыта самая масштабная за последнее время выставка современной украинской живописи

В Киевском музее русского искусства до 26 мая открыта самая масштабная за последнее время выставка современной украинской живописи

Весь первый этаж отведен под экспозицию более сотни полотен художника Александра Дубовика, известного своим неортодоксальным подходом к изобразительному искусству и творческой универсальностью.

Сегодня Александр Дубовик считается патриархом украинского абстракционизма, хотя его работы балансируют в границах между фигуративной и нефигуративной живописью, своеобразно объединяя в себе высоколобую интеллектуальность и декоративность. Творчество Дубовика давно стало объектом пристального внимания историков украинского искусства, а сам художник прочно занял одно из почетных мест среди его теоретиков. Близкие ему современные творческие процессы Александр Дубовик «закодировал» под авторской теорией «Палимпсестов», а наглядная «расшифровка» этого понятия и содержится в полотнах мастера, представленных в нынешней экспозиции. Правда, попытки с наскока понять его обречены на провал. При всей кажущейся простоте и некоторой вроде бы незамысловатой орнаментальной ажурности его изобразительного ряда, «раскусить» весьма твердый орешек основных идеологем, на которых зиждется философия творческой мысли этого художника, отнюдь не просто.

Согласно традиционной, первоначальной античной трактовке палимпсестом (от древнегреческого слова ??????????? — «заново соскобленный») назывался памятник письменности, в котором первоначальный «устаревший» текст, ставший ненужным, в целях экономии ценного материала стирался и заменялся новым. Так вот, палимпсест картин Дубовика — это постоянное напоминание о том, что ничто в этом мире не появляется ниоткуда, а память — вечна. Поэтому и вечны темы в его произведениях, хотя и переосмысливаются им по-новому. Например, «Масакра (избиение) младенцев» — это совершенно ультрамодернистское полотно. А многочисленные излюбленные художником «Букеты», выполненные им в различных вариациях, все неизменно и с завидным постоянством принимают за некую замочную скважину, лишь мельком заглянув в которую, можно приобщиться к таинству.

По признанию Александра Дубовика, самое главное для него — это сама художественная концепция, а также определенная знаковая система как ее производное. «Формируя свою систему, я по-своему использую прямую и обратную перспективы. Первая условно связана с понятиями человеческого мира, а вторая — с миром Абсолюта. Горизонталь у меня — это дыхание вечности, покой и гармония, которые выше человеческого понимания».

Символичный мир знаков-образов Дубовика («ники», «триумфаторы», «фантомы», «карнавалы» и т.д.) хрупок и необычайно сложен для восприятия. Антагонистичные реалистическому пониманию его полотна, закодированные заумной знаковой системой, по сути, вызывающе бессюжетны. Отсюда же происходит и явная зыбкость, «подвешенность» многих изображений на острие мистического треугольника и постоянное присутствие на его художественных «шифрограммах» пристально подсматривающего за вами «Всевидящего Ока». Каждая из его картин, которые ставят в тупик даже искушенных искусствоведов,— это отдельный микрокосмос, который открывается для познания лишь при интимном и даже медитативном общении. «Самое подходящее место для картины — это все же не музейные залы, а дом. Только в домашней обстановке возможно постоянное общение с художественным произведением, а вследствие этого — полное проникновение в его суть»,— считает Александр Дубовик.

Александр Дубовик — это единственный отечественный художник, попавший в престижный двухтомный каталог Русского музея имени Пушкина в Санкт-Петербурге «Абстракция в России XX века». Его персональные выставки неоднократно проходили в США, Франции, Германии, России, а полотна хранятся как в частных и музейных коллекциях этих стран, так и в собраниях в Швеции, Канаде, Австрии, Португалии и Швейцарии.

minakov
Share
Published by
minakov