Досуг

Параллельный мир Власова

В Национальном художественном музее Украины открыта выставка художника Алексея Власова

В Национальном художественном музее Украины до 1 марта открыта выставка избранных живописных произведений из фондов мастерской известного художника Алексея Власова, которого причисляли как к реалистам, так и поставангардистам и даже усматривали в его творческой манере стилистические черты, присущие Малевичу

По мнению искусствоведов, в украинском искусстве последних десятилетий XX — XXI вв. творчество Алексея Власова отличается последовательной приверженностью к художественным традициям. Если это и так, то некоторые холсты, ныне представленные в НХМУ, могут поспорить с таким утверждением. Картины определенно неравноценны. Да и для всей нынешней экспозиции характерна некая хаотичная эклектика. Возможно, такая подборка полотен оправдывает цель ознакомления с разными сторонами дарования Алексея Власова.

Так, рядом с центральным харизматичным кубистским полотном «Трио» можно увидеть ряд стильных натюрмортов. Они хотя и мастерски выполнены, цельные, но весьма сдержанны, чуть ли не академичны. Видимо, заслуженный художник Украины, выпускник Киевского государственного художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) в течение 1977-1987 гг. параллельно с творчеством долгое время занимался и преподаванием, работой со студентами. С 2004-го и вплоть до своей смерти в 2008-м Алексей Власов был доцентом кафедры живописи этой академии.

Избрав собственный художественный лаконичный почерк, Власов на своих полотнах упорно избегает изображения лиц. Кажется, что его кисть как-то по-женски нежна и вкрадчива, настолько тонок и мягок красочный слой власовских полотен.

Судя по цветовой гамме большинства представленных полотен, художник тяготеет к мягко рисующим цветам — серому, белому и порой к охре и желто-зеленому. А вот в полотнах на китайские мотивы особенно характерна интимная медитативная картина с изображением пагоды: Власов неожиданно умело использует красный цвет, сумев чрезвычайно глубоко и точно передать восточную религиозную атмосферу. Рядом еще один сюрприз — большое яркое, даже праздничное полотно, где при помощи сурика с использованием золотой краски написан образ святого Георгия Победоносца. В целом большинство философских полотен художника отмечены сдержанным пуританством. Это особенно справедливо по отношению к его ню, где обнаженные женщины выглядят, на удивление, строго и целомудренно.

По художественной специализации Алексей Власов является монументалистом, он работал преимущественно в сфере станковой живописи. Это дало ему прекрасную возможность, диверсифицируя жанры — начиная от пейзажа, натюрморта и до картин на религиозную тематику, ощутить и передать в творчестве все оттенки мировой культуры — от традиций византийского искусства и украинской иконописи до живописи эпохи Возрождения.

Видимо, каждый серьезный художник, достигнув высокого технического совершенства, рано или поздно непременно приходит к выводу, что любая, даже самая виртуозная техника при отсутствии внутренней сути изображаемого является мертвой, тем более что большинство художников склоняются к мысли о существовании параллельного мира.

Своим сдержанным художественным языком Власов разительно отличается от декоративного, порой кричаще-китчевого подхода к изобразительному искусству многих представителей современной украинской художественной школы. Многие склонны называть такую стилистику патриархальной и бесперспективной. Тем не менее фактом было и остается то, что на всех, не только украинских, но и международных выставках работы Алексея Власова, выделяясь своей немногословностью, утонченной формой и сдержанным колоритом, всегда пользовались неизменным успехом.

minakov
Share
Published by
minakov