Подростки — представительницы готической субкультуры станут новым лицом социальной жизни в Украине, так считают харьковские художники Борис Михайлов и Николай Ридный
Подростки — представительницы готической субкультуры станут новым лицом социальной жизни в Украине.
По крайней мере, так считают харьковские художники Борис Михайлов и Николай Ридный, совместный проект которых под названием «Игры патриотов/Украинская готика» представила киевская галерея «Коллекция».
Две серии постановочных фотографий художники объединили актуальным смысловым контекстом современной украинской реальности. «Игры патриотов», неспроста появившиеся в предвыборный период, посвящены традиционной теме политического противостояния — Борис Михайлов и Николай Ридный откровенно куражатся, изображая двусмысленную мышиную возню представителей двух крупнейших политических лагерей. Облачившись в оранжевый и синий спортивные костюмы, они то бросаются душить друг друга, то присаживаются на коленки; то один загнет другого в непристойную позу, то они вместе замрут с одухотворенными лицами, воздев на ладонях (о, да!) желто-синий глобус. При этом в ироничный прицел фотокамеры попали не только политические игрища — здесь уместны отсылки и к бытовой обстановке рядового избирателя, которая послужила фоном для представления, и к чрезмерно популярному в наши дни гомоэротизму.
Серию «Украинская готика» Николай Ридный снимал в одном из харьковских ПТУ. Там же учатся и его юные модели. Впрочем, это могла оказаться любая школа, техникум или другое учебное заведение Украины — настолько типично социальное пространство, схваченное взглядом художника. Несмотря на свою молодость, Николай Ридный четко улавливает преемственность эпох в поле воздействия авторитарного официоза на идентичность молодого украинца. По всей видимости, сказывается опыт радикальных перформансов, наработанный в группе «SOSка». От пустых кухонь с допотопными базарными весами, цитат украинских классиков под их портретами, текста гимна Украины в соседстве с президентским ликом, очевидно, сменившим ленинский бюст, веет безнадежной совковостью, а на этом отнюдь не ностальгическом фоне располагаются бесстрастные, одетые в черное бледные готессы. Символично, что непосредственно средневековый готический стиль в Украине так и неприжился, встречаясь лишь в единичных заимствованиях: на западе — в работах европейских архитекторов, в центре — в постройках немецких протестантов и купеческойэклектике раннего модерна. Не такова ли и жизнь современных украинцев, окруженных бесчисленными соединениями несоединимого?
Талант Николая Ридного, как и его способность адекватно отвечать на вызовы современности, несомненен. Вероятно, поэтому Борис Михайлов, легенда отечественной фотографии, обладатель крупнейшей в мире фотопремии Hasselblad, и решил приложить руку к раскрутке двадцатилетнего художника. Правда, поддержку он ограничил только соавторством — на открытии выставки Борис Михайлов, большую часть времени проводящий за пределами Украины, не появился.