«Киевские солисты» и их дирижер Богодар Которович за один вечер в Национальной филармонии успели отметить 125-летие Игоря Стравинского, продемонстрировать мастерство обоих Бахов — отца (Иоганна Себастьяна) и не менее гениального сына (Карла Филиппа Эмануэля), а также вспомнить одну очень романтическую вещь 22-летнего Арнольда Шенберга.
Успели — это, конечно, не означает, что музыканты вложились в отведенное им время. Подобное впечатление возникло от самой игры, определяющей особенность стиля исполнения этого ансамбля. Ошеломляющие allegro, огненный заряд наименьшего дирижерского взмаха и даже что-то вроде азарта в игре каждого музыканта, особенно ощутимого в непременно быстрых классических финалах, — создавали эффект целеустремленного бега, дистанция которого определялась художественным временем того или иного музыкального произведения. Даже слушатель, казалось, на какой-то момент становился болельщиком, сопереживая, как ни странно, не игрокам, а самой музыке. Ведь последней именно из-за интерпретации не всегда удавалось блеснуть своей стилистической яркостью, отобразив в себе дух конкретной эпохи, — будь то «Бранденбургский концерт» Баха-старшего или произведение Карла Филиппа для флейты соло в сопровождении струнных, вобравшего в себя энергию и сущность движения «Бури и натиска», либо же нетипичный для позднего Шенберга ноктюрн, чем-то напоминающий лирику Мендельсона.
Более всего исполнителям удалось попасть в стилистику Стравинского. Особенно удачно прозвучала одна из частей оперы «Мавра», где соло виолончели сдержанно и вдумчиво сыграла Наталья Яропуд. Стравинскому повезло больше всех, может быть, из-за того, что именно у него в этом году юбилей.
Но в общем в выигрыше остались «Киевские солисты» — они заряжали публику своим исполнительским жаром, еще за треть до окончания произведения провоцируя ее к восклицаниям «Браво!». К слову, секрет такого эффекта как-то выдал сам Которович — он всего лишь одним словом весьма точно сформулировал центральную особенность стиля исполнения возглавляемого им ансамбля: «С огнем!».