Новый амбициозный проект называется «Фемина. Метаморфозы. Образ женщины в изобразительном искусстве первой трети ХХ века» и обещает стать не меньшим событием в столичной культурной жизни.
Организаторы поставили перед собой довольно нескромную задачу — охватить множество течений, появившихся в искусстве начала ХХ века, причем не только в Украине, но и в России и Франции. В итоге в трех залах музея полотно классика украинского авангарда Виктора Пальмова висит рядом с романтичными произведениями Николая Глущенко и экспрессивными работами Алексея Шовкуненко, а графика русского классика реализма Ильи Репина соседствует с конструктивистскими рисунками Владимира Татлина, модернистской графикой Франса Мазереля и картинами корифеев соцреализма Александра Дейнеки и Исака Бродского.
Объединяет эклектичную подборку общая тема — образ женщины. Захваченный выставкой временной период интересен тем, что в то время образ женщины вышел за пределы обычных рамок, раскрепостился и стал во многом доступен, более понятен, разнообразен, жизненно-скандален, говорит директор музея Юрий Вакуленко. «Тогда менялось понимание самого человека, взгляды на сотворение мира, наука менялась, сумасшедший был рост. И, соответственно, искусство менялось тоже»,— сообщил «i» господин Вакуленко. Причины этих перемен зрители смогут легко понять сами, когда увидят всю экспозицию.
Собрать под одной вывеской столько настоящих жемчужин искусства первой трети ХХ века — всего в экспозиции представлено более 50 произведений — у организаторов выставки получилось не только за счет богатых фондов музея, но и благодаря частным коллекционерам. По словам господина Вакуленко, они уже довольно давно и охотно сотрудничают с его музеем. «Каждая частная коллекция тяготеет к публичности и музеефицированию, так что коллекционеры, на самом деле, примеряют себе место»,— объясняет эту сговорчивость директор музея.
Похвастаться коллекционерам и антикварному салону «Дукат», предоставившим произведения искусства, действительно есть чем: полотнами украинца Адальберта Эрдели и француза Мориса Утрилло, скульптурами украинца Александра Архипенко и француза Аристида Майоля. Причем эти объекты — выгодная инвестиция для их владельцев. Господин Вакуленко хоть и отказывается называть конкретные суммы, в которые оцениваются выставленные полотна, однако признается, что речь идет о EUR200-300 тыс. за работу.
Выставка продлится до 14 мая.