В процессе работы над этим диском группа практически перестала выступать в Украине, а ее музыканты живут и работают в основном за пределами нашей страны. Лидер Esthetic Education Луи Франк в беседе с корреспондентом «i» Игорем Панасовым рассказал о мотивах таких изменений и о том, зачем понадобилось записывать «Вервольф» в Англии
Вопрос: Альбом записывался в Лондоне. В Украине не нашлось студии, которая бы вас устроила?
Ответ: Мы кое-что записывали и в Киеве — струнные (в Лондоне это очень дорого), бэк-вокал. Но процентов на 80 работа была действительно сделана в Лондоне. В Украине в этой сфере нет традиций и нет таких опытных людей, как в Англии. Хотя одаренных людей у вас много.
В: Для вас было важно, что на той же студии, где работали вы, раньше записывались Queen и Clash?
О: Конечно. Ведь Queen там записывали свою Bohemian Rhapsody. Но еще важнее для нас было то, что мы нашли студию, отвечающую нашим желаниям. Там было старое оборудование и дух, которого мы не нашли здесь, в Украине.
В: То, что там же работала ранее Мадонна, не мешало?
О: Нет, что вы. Мадонна — гениальный человек и великий продюсер. Она не может петь, не может играть, и при этом делает гениальную музыку. В поп-музыке выше нее нет никого.
В: Кстати, российская группа «Машина времени» записала свой новый диск тоже в Англии, на Abbey Road. Вы им завидуете?
О: Нам всегда важно записываться на той студии, которой требует наша музыка. И отдавать сотни тысяч долларов просто за работу на Abbey Road я не вижу смысла. Это все равно, что слетать в космос за $20 млн. — думаю, эти деньги можно потратить с большим толком.
В: Ваша группа записалась в Лондоне за свои средства?
О: Да, у нас нет дяди-спонсора. Хотя мы регулярно получали серьезные предложения от украинских бизнесменов — нам предлагали и по $300 тыс. на развитие проекта. Но мы отказывались, потому что если мы будем подчиняться кому-нибудь, мы не сможем расти. А расти эффективнее всего, преодолевая трудности. Грубо говоря, мы должны есть говно, чтобы самим заработать себе звезды на погоны.
В: Вы категорически против помощи?
О: Пару месяцев назад появился один крупный бизнесмен, который хочет нам помочь — он по происхождению украинец, но живет в России. Быть может, мы согласимся на его предложение — сейчас мы видим, как правильно можно потратить деньги. А может быть, и не согласимся. Кстати, мы дали этому человеку прозвище Оборотень. Поводом послужила наша с ним поездка в Сибирь, где мы выступали с концертом. Он там так напился, что просто превратился в другое существо — дрался со своими друзьями, крушил все вокруг. Это было как все три части «Крестного отца» сразу. И мы сказали ему: «Альбом «Вервольф» мы посвящаем тебе».
В: «Вервольф» в Украине выпускает компания Lavina Music, ваш первый альбом выходил на Ukrainian Records, концертный Live at Ring — на собственном лейбле Esthetic Music. Каковы причины ваших метаний?
О: Любой музыкант ищет компанию, которая предложит ему самые выгодные условия. Цель Esthetic Education — делать качественную музыку. Задача звукозаписывающей компании — помочь услышать эту музыку максимально возможному количеству людей. В этом смысле от сотрудничества с Ukrainian Records мы ждали многого, но наши ожидания не оправдались. Что касается Esthetic Music, мы изначально решали выпускать на нем не все наши альбомы, а именно записанные живьем. С компанией Lavina Music, специализирующейся на украинских артистах, у нас много планов — нам интересно работать с лейблом, который знает свою территорию.
В: И почему же на этой территории у вас теперь нет концертов, и вы ориентируетесь на Россию и Европу?
О: Вы видели обложку диска Live at Ring, на которой я — окровавленный, в боксерских перчатках? Это метафора на тему нашего столкновения с украинским шоу-бизнесом. В этой сфере здесь в основном работают люди, которые хотят всего сразу, ничего при этом не делая. Но мы не позволили послать нас в нокаут. С осени 2006 г. я уже живу не в Киеве, а между Лондоном и Москвой, мы ведем переговоры с российским лейблом, наша песня Machine три недели возглавляла хит-парад российской радиостанции «Максимум». Мы покинули Украину, но, я думаю, что мы еще вернемся.
В: Как тогда организаторам киевского фестиваля «Iншамузика Fest» удалось в минувшее воскресенье уговорить выступить Esthetic Education?
О: Мы это сделали только из большого уважения к клипмейкеру Виктору Придувалову, который нас туда пригласил. Он талантлив, он сильная личность и ради него мы выступили. Ни денежных, ни каких-либо других интересов тут не было.
В: Вы не планируете насовсем остаться жить в Москве?
О: В Москве у меня семья (жена господина Франка — российская киноактриса Дина Корзун. — Ред.), но город мне не очень нравится. Я счастлив в Лондоне, к которому испытываю большую и необъяснимую любовь. Я жил в Нью-Йорке, жил в Монреале, жил в Париже, но я по ним совершенно не скучаю. А вот по Лондону скучаю — я хотел бы там быть всегда. Я думаю, так когда-то и будет.
В: А жена не будет против переезда?
О: Дина сейчас играет в Национальном театре в Лондоне. Ее английский агент — один из лучших, поэтому у нее постоянно есть предложения о работе в Лондоне. Ей, как и мне, там интереснее.
Луи Франк
Родился в 1971 г. в Цюрихе. Бельгиец по происхождению, гражданин Великобритании. Музыкант, художник, актер, фотограф, режиссер. Окончил университет Sarah Lawrence (Нью-Йорк), театральные курсы МХАТ (Москва). Работал копирайтером в рекламном агентстве, рекламным менеджером в звукозаписывающей компании Polygram Records. В 2004 г. переехал жить в Киев, где организовал группу Esthetic Education, в состав которой вошли экс-музыканты группы «Океан Ельзи» Юрий Хусточка и Дмитрий Шуров. С осени 2006 г. живет в Москве и Лондоне.