13 лет назад «Клерки», снятые за $27 тыс., взорвали независимое кино. Фильм был плохо снят, никто не умел играть. Однако диалоги двух работников заштатного продуктового магазина были столь насыщены юмором и идейностью, что глаза сами закрывались на фактор самодеятельности. «Клерки-2» — кино, пожалуй, не столь взрывоопасное и бесцеремонное, как первое. Перенеся своих героев из одного бесперспективного гадюшника в другой (теперь его протагонисты трудятся в ресторане быстрого питания), режиссер Кевин Смит остался верен идее сценарной вседозволенности. Ни одно табу — от сексуального до религиозного — не остается неразгромленным. И если, скажем, неугомонный Саша Барон Коэн атаковал Америку извне, то Кевин Смит разъедает изнутри. Причем не просто смешно, а уморительно до истерической икоты. Более того, по части комической сенсационности сцена межвидовой эротики в «Клерках-2» совершенно точно затмевает конференцию ипотечных брокеров в «Борате». Не говорите потом, что вас не предупреждали.
Несмотря на это в «Клерках-2» находится место и для романтической линии, и для трогательности, и, страшно сказать, неплохой драматургии. Но все это в целом срабатывает на удивление здорово — с максимальным уважением к изначальной задумке, но с достойным ее развитием. Не лучше оригинала (эффект неожиданности все же не столь огромен), но по-своему очень даже феноменально.