Если все постоянные авторы галереи — коммерчески выгодные представители украинского арт-рынка, не претендующие на концептуальность или актуальность, то Александр Ройтбурд — из другого круга. Ему уже давно приписали звание «мэтр украинского постмодернизма», и его работы требуют от зрителя интеллектуальной подкованности.
Новая серия «Мой ангел», созданная специально для выставки в «Да Винчи», лишний раз подтверждает этот тезис. Художник с невозмутимым видом заявляет всем интересующимся, что коллекционирует мещанский китч и завидует чистоте сознания художников, его производящих, однако сам до «Ангелов» не решался последовать их примеру. А теперь, похоже, оторвался по полной. В «Ангелах» фигурки мещанских амурчиков и лебедей мешаются с модными сегодня кришнаитскими мотивами, глянцевым гламуром и силиконовой трэш-эротикой в духе Playboy.
Впрочем, китч из дурного вкуса, когда автор просто не умеет по-другому, превращается в арт-прием, если художник пользуется им сознательно. Ройтбурд, которому явно нравится бесхитростное самолюбование стереотипных красоток и пафос прекрасного в символах масскульта, развлекается тем, что время от времени намекает на двойное дно собственных творений. То на втором плане изобразит мраморных сношающихся собачек вместо ожидаемых благородных львов, то украсит ангела, который должен бы символизировать чистоту и непорочность, сигаретой в руках и выражением лица способного на трехэтажный мат строителя.
Все это наталкивает на вопрос, не проверяют ли выставленные полотна зрителей на вшивость: заметят ли VIP-гости постмодернистский подвох на ясной китчевой поверхности? Правда, для этого нужно на картины, по крайней мере, посмотреть. Приглашенные же на открытие, как правило, заняты больше собой. Стоя спиной к полотнам, гости пьют вино, ищут знакомых и обсуждают с ними свои житейские проблемы вроде марки нового авто. Те немногочисленные, кто всматривается в холсты, сохраняют глубокомысленное выражение лица. И лишь единицы рискуют высказать собственное мнение, например, о том, что каждая картина производит двойное впечатление: одно, если смотреть с близкого расстояния, и другое, если отойти подальше. Манера у Ройтбурда действительно слегка мозаична: крупные фактурные мазки делают изображение довольно размытым.
Ройтбурд может позволить себе какие угодно игры: он входит в пятерку самых продаваемых художников Украины. Картины из серии «Мой ангел» продаются за $4-12 тыс., и желающих их приобрести, очевидно, найдется достаточно.
Выставка продлится до 12 апреля.