Концептуальная основа этого проекта — создание программы из отдельных видеоклипов в которых пять украинских и пять литовских поэтов читают стихи. Украинскую сторону представляли Дмитрий Лазуткин, Галина Крук, Олеся Мамчин, Павел Коробчук и Богдан Горобчук. Литовская презентация сопровождалась еще и «живой» электронной музыкой, но в столицу Украины прибалтийские ди-джеи не добрались. Поэтому зрителям пришлось удовлетвориться просмотром видеоклипов и поэтическими опусами в авторском исполнении.
Сама идея совмещения поэзии с видеорядом не нова. В 2003 г. с аналогичным проектом выступили киевский поэт Евгений Юхница и режиссер Александр Пархоменко. Разница лишь в том, что проект Евгения Юхницы не был групповым, а текст читал профессиональный актер. Впрочем, «Синтезия» тоже не выглядит как цельная работа группы. Отсутствие единой идеи заставляет его фактически распадаться на совокупность индивидуальных работ. Определенной удачей оказался импровизированный перформанс с чтением стихов литовского поэта Дайнюса Гинталаса пассажирам киевского трамвая и продавцам мясного отдела на Житнем рынке. На литовском, разумеется, языке. Камера фиксировала совершенно разную, порой неожиданную реакцию невольных слушателей. Например, одна из продавщиц, послушав поэта подарила ему кусок сала.
«Возникающий конгломерат музыки, видео и литературного текста создает более широкое пространство для творческого маневра»,— сообщил «i» видеохудожник проекта Юрий Кручак. С этим сложно не согласиться, однако за визуальными решениями слишком зримо маячит попытка пропаганды самой поэзии — жанра, явно непопулярного в эпоху цифровых технологий и провокационных жестов. «Гермафродиты одиночества» — так охарактеризовала поэтов в одном из стихотворений участница проекта Галина Крук. Сказано очень точно, учитывая неспособность современных поэтов установить хотя бы минимальный контакт с внешним миром. Выход начинающих литераторов из маргинальной среды за счет технологий куда более модного contemporary art, по крайней мере, в этот раз не состоится, потому что авторы этими технологиями не овладели. Синоним современного искусства — искусство актуальное, но, по иронии судьбы, именно актуальности и недостает «Синтезии».