Досуг

«Оскар» развенчал Скорсезе

Главная сенсация 79-й церемонии вручения премии «Оскар», которая вчера прошла в Лос-Анджелесе,— нарушение американскими киноакадемиками негласного моратория на невручение статуэток Мартину Скорсезе. Американский режиссер уже пять раз номинировался на эту награду, но получить ее ему удалось только сейчас. Причем далеко не за лучший свой фильм — и вдобавок ко всему еще и римейк. В остальном нынешний «Оскар» оказался во многом предсказуемым, оставив послевкусие несколько нарочитого формализма. Фавориты в актерских номинациях выигрывали, и искренне удивленных выигрышу лиц было мало. С одной стороны, заслуженность лауреатов как бы несомненна, но с другой — Оскар-2007 почти не оставил повода для горячих споров о своих результатах (вспомните, как было со «Столкновением» в прошлом году!). Обсуждайте Скорсезе, дорогие киноманы — этим и возрадуйтесь.

Мартин Скорсезе — конечно, режиссер великий. Ведь если вычеркнуть из истории американского кино такие шедевры, как «Таксист», «Бешеный бык» и «Славных парней», останутся зияющие дыры. Но в том, что он до сих пор обходился без награды, был элемент эдакой непризнанности его гения. Гения уровня Стэнли Кубрика или Альфреда Хичкока, которые также никогда не выигрывали «Оскар». В этом смысле выигрыш «Отступников» для Скорсезе, возможно, и не триумф вовсе, а даже в какой-то степени разжалование — пышным голливудским признанием, да, но насколько уместным в контексте дня сегодняшнего?

Стоит признать, что «Отступники» — фильм высокопрофессиональный и лихой, но вместе с тем он и на голову (а то и две) ниже прежних эверестов режиссера. Снят он по мотивам гонконгского криминального экшена «Двойная рокировка». Мастерская игра мускулами со звездным составом и коммерческим успехом (сиквел уже в производстве)? Возможно. Более заслуживающий награды, нежели «Авиатор» и «Банды Нью-Йорка», фильм? Отнюдь. Очевидно, Скорсезе решили наградить, не дожидаясь, пока его возраст станет достаточно почтенным для «Оскара» «за заслуги при жизни». С таким же упрямством, помнится, статуэтку не давали двум сериям «Властелина колец», чтобы вознаградить Питера Джексона на третьей — далеко не лучшей. Вот и Скорсезе возвели на наградной пьедестал исключительно потому, что захотелось, подумалось: «пора бы». И режиссер, осознавая казусность ситуации, начал свою благодарственную речь с того, что попросил пересмотреть содержимое конверта, в котором и было написано его имя как победителя. «Где вы были, когдая снял «Таксиста?» — наверняка думал он в этот момент.

Что же до актеров, то здесь, повторимся, все «прошло по плану», в строжайшем соответствии предварительным ожиданиям и прогнозам. Актриса Хелен Миррен, уже успевшая собрать все мыслимые актерские призы за свою Елизавету II в «Королеве», пополнила сокровищницу главным трофеем. Тучный афроамериканец Форест Уитакер получил «Оскара» за «лучшую мужскую роль» — за бенефис в политической драме «Последний король Шотландии», в которой он сыграл угандийского диктатора Иди Амина.

Лучшей актрисой второго плана была названа бывшая конкурсантка американской «Фабрики звезд» Дженнифер Хадсон. Интересно, что в ТВ-конкурсе певица даже не дошла до финала, так что статуэтка за роль в ретро-мюзикле «Девушки мечты» — своеобразная компенсация прошлого неуспеха. А вот «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана достался актеру-ветерану Алану Аркину (помните его в «Уловке-22»?) за феноменально сыгранную роль в феерической драмедии «Маленькая мисс Счастье». Этот фильм уже удивил многих, будучи включенным в шорт-лист «лучшего фильма», но выиграл еще лишь одну награду за лучший оригинальный сценарий. Аналогичную премию, но уже за адаптированную историю, получили «Отступники».

Единственным громким разочарованием церемонии стал неуспех мексиканской фэнтези-драмы «Лабиринт Фавна» в номинации «лучший фильм на зарубежном языке». Пусть картина Гильермо Дель Торо и выиграла в общей сложности три второстепенные награды, количественно пропустив вперед только «Отступников» (с четырьмя). В своей главной номинации ей пришлось уступить немецкой драме «Жизнь других». Такой проигрыш по неожиданности сравним разве что с фиаско «Амели» в этой же номинации четыре года назад.

puchko
Share
Published by
puchko