Проект «Параграф 78» поначалу задумывался как довольно скромная киноакция. Первоначальный бюджет составлял $2,5 млн. — такими цифрами даже в России уже никого не удивишь. Но по ходу дела амбиции и запросы авторов проекта выросли почти в четыре раза — до уровня $9 млн. Деньги понадобились на композитора Тобиаса Энхаса, написавшего музыку к фильму, на британских рок-звезд Иэна Брауна и Бретта Андерсона, сочинивших специально для ленты по песне, на приглашенного из Голливуда постановщика трюков и на собственно съемки. «Параграф 78» грузнел не по дням, а по часам, и когда стало ясно, что фильм получается длиною под три часа, его решили разбить на две части. Продюсер ленты Юсуп Бахшиев (компания MB Production) не стал скрывать, что руководствовался при этом только бизнес-соображениями, а к идее двух частей его подтолкнул опыт тарантиновского «Убить Билла» и «Пиратов Карибского моря» Гора Вербински.
Тот же господин Бахшиев говорил в одном из интервью, что «Параграф 78» — некая попытка посягнуть на лавры дневного и ночного «дозоров». Опять же, две части, мощная промо-кампания, экшн, фантастика. Режиссер был приглашен соответствующий, из увлекающихся: маститый клипмейкер Михаил Хлебородов хоть фильмов ранее и не снимал, но фантастику любит. Сразу скажу, что положение «дозоров» осталось незыблемым. Ни по уровню экшна, ни тем более по спецэффектам «Параграф 78» с дилогией Тимура Бекмамбетова тягаться не в силах. Возможно, мы увидим какой-то сногсшибательный фейерверк во второй части, но пока это так.
О том, что означает название «Параграф 78», до просмотра лучше не знать. Зато можно знать, что действие происходит в будущем. Насколько далеком будущем, можно судить только по одному диалогу. Глядя на облезлые стены секретной лаборатории, один из героев восклицает: «Каменный век!». Другой замечает в ответ: «Так это еще во времена Путина строилось!». В эту самую лабораторию отправляется группа хорошо обученных спецназовцев в количестве семи человек и доктор.
Группе надо изолировать странный сигнал, который излучает эта таинственная станция по производству смертоносного биологического оружия, а доктору — понять, что произошло. Команда головорезов сколочена по старому голливудскому принципу: есть азиат, есть темнокожий, есть верзила, есть мужеподобная девица с большой грудью и два мачо, которые претендуют на нее. Один из мачо — хамоватый (Гоша Куценко), второй — тихий меланхолик (Владимир Вдовиченков). Агрессивная дама (Анастасия Сланевская) никак не может решить, кого из них послать подальше первым. Наверное, ее агрессией и объясняется то, что в фильме нет эротических сцен (сцена с потными десантниками в душевой не в счет). А жаль.
Сценарий, написанный по мотивам новеллы Ивана Охлобыстина и сочетающий в себе элементы «Охоты на пиранью» и саги о «Чужих», неплох, но не настолько, чтобы этого хватило для появления яркого фильма. Скудноватые диалоги и плосковатые шутки могли бы спасти сильные актеры. Таковых в фильме ровно один — Михаил Ефремов, но играет он, увы, от силы секунд 40 и больше в кадре не появляется. Подтянуть падающие штаны режиссеру могла бы и хорошая музыка. Но ее, как ни странно, в «Параграфе 78» почти не слышно — за что получал деньги Тобиас Энхас, совершенно непонятно. А отличная песня Иэна Брауна On Track, к сожалению, озвучивает только финальные титры.
И все-таки любопытство берет свое. За последние 15 минут в сюжет впрыскивается живительная доза адреналина и интриги. Заканчивается все открытым финалом, а из пристегнутого к нему мини-ролика мы узнаем, что такое «Параграф 78» и какую проблему героям придется решать во второй части. И остается только гадать, будет ли это закрученная история вроде «Пилы-2» или томное мыкание в странных местах в духе «Ведьмы из Блэр». Интересно, черт возьми.
Работы Михаила Хлебородова
В общей сложности Михаил Хлебородов выпустил более 100 клипов. Автор и продюсер заставки программы новостей «Время» на телеканале ОРТ.
Видеоклипы:
1. Алена Свиридова / «Розовый фламинго»
2. Богдан Титомир / «Москва, клубная пора»
3. Валерия / «С добрым утром»
4. Тимоти и «Банда» / «Плачут небеса»