С него, по замыслу организаторов — самого музыканта и звукозаписывающей компании «Темпора» — стартовал цикл выступлений «Джаз-коло». Они должны не только возродить традиции регулярных джаз-вечеров в столице, но и сделать отечественных представителей жанра более узнаваемыми слушателями.
Вопреки тому, что пробный сеанс «Джаз-кола» был «для своих», в зале Могилянки был аншлаг. Народ начал подтягиваться за полчаса до начала (в итоге на 20 минут задержавшегося) перформанса. Игорь Закус бегал по залу, проверяя техническую готовность: концерт записывался, все должно было быть отлажено, и успевая поприветствовать приглашенных, до тех пор пока их приток не превратился в волну. «За 2-3 года у украинских джазменов вышло не меньше 10 сольных альбомов,— сказал «i» бас-гитарист, недавно ставший официальным демонстратором фирмы Fender в Украине. — Причем это в основном авторская музыка, основанная как на народном творчестве, так и на классическом джазе. Все их программы вышли на дисках, но без должных презентаций. Наша цель — сделать их на хорошем звуке, записать и снять, чтобы и по телевизору можно было показать, и послушать. К тому же джазовой жизни в Киеве не то чтобы не было — она лишена стабильности и постоянства, которая была, скажем, 5-7 лет назад. Если у нас получится делать такие добротные концерты хотя бы раз в месяц, уже будет неплохо».
По словам господина Закуса, себестоимость организации хорошего джаз-концерта составляет $2-3 тыс. с учетом гонораров музыкантов, звука и организации. «Сейчас это стоит недорого, потому что выступлений нет вовсе,— добавил музыкант. — Вот когда они появятся, возникнет и конкуренция, и порядок цен изменится».
Впрочем, с технической, а уж тем более музыкальной стороны нареканий концерт Закуса не вызвал. Z-Band — не столько джаз-бэнд, сколько супер-группа, состоящая из лучших в стране джазовых музыкантов. В этот раз они полтора часа играли экспрессивный, изящный джаз и джаз-рок. Саксофонист Дмитрий Александров и гитарист Владимир Шабалтас демонстрировали равноценное мастерство, а Игорь Закус позволяет себе не быть главной звездой в общем ансамбле. Гитарист лишь иногда подчеркивал свой статус, но тогда, когда это уместно.
Наибольший же акцент программы был сделан на прошлогодний альбом Zakus Was Here. Ведущий концерта, главный популяризатор джаза в Украине, Алексей Коган, спрашивает у публики, у многих ли есть диск. Увидев лишь с десяток рук, сегодняшний конферансье напоминает, что слева от сцены его можно приобрести, а с ним и ряд других украинских работ. Диски стоимостью в 40 грн. («будут дорожать», — предупреждают то ли в шутку, то ли всерьез) некоторые, в результате, скупали внушительными стопками по 6-7 штук.
«Тираж одного альбома украинского джаза, как правило, 1000 экземпляров,— рассказал «i» господин Коган. — Допечаткой тиража сегодня могут похвастать разве что Энвер Измайлов и ManSound. Лучше всего эти диски расходятся как раз на концертах ифестивалях. Идея «Джаз-кола» — приблизить слушателя и исполнителя ближе друг к другу и доказать, что в Украине есть коллективы, на которые можно собирать залы не хуже, чем на заезжих гостей. Я уже узнаю на слух, к примеру, и Закуса, и Родиона Иванова. Но я специалист, а хотелось бы, чтобы и широкий зритель мог это сделать. Хочется массовой идентификации».