Мнения

Журналисты как пустое место

Юрий Луканов, специально для «i»

В политическом спектакле, продолжающемся в Печерском суде, появились новые действующие лица. Это журналисты. Хотя процесс открытый, их выгоняют вместе с политиками. Если раньше просто выгоняли, то теперь уже и бить начали. Корреспондентка информационного агентства УНИАН получила повреждение руки.

Когда судья Родион Киреев с присущей ему потешной решительностью в очередной раз приказал удалить из зала присутствующих, то бойцы «Грифона», невзирая на лица и удостоверения, взяли и вытолкали всех подряд. Свидетели говорят, что при этом сотрудники спецподразделения МВД ругались матом.

Казалось бы, ну считает судья Киреев, что главная героиня спектакля Юлия Тимошенко не уважает суд, так пусть принимает меры, чтобы поставить ее на место. А если команда поддержки Юли неистовствует, то и выставляй ее оттуда. А еще лучше наказывай конкретных виновников. А журналисты при чем?

Дело не в том, что журналист получил травму. С ним могли бы поступить деликатнее, и его здоровье не пострадало бы. Самое главное, что чиновники, а вместе с ними и судья Киреев, не воспринимают журналистов как представителей общественного института и просто граждан, априори заслуживающих уважения. Их воспринимают как путающихся под ногами с камерами и диктофонами непонятных субъектов, которые мешают работать. А поэтому отношение власти к журналистам в суде можно описать достаточно кратко — не пущать, выгонять, запрещать. Ну, а если под руку попадутся, то и избить можно.

Судья Киреев и ему подобные не задумываются о том, что журналисты могут сформировать общественное мнение не в их, чиновников, пользу. А потому невелика проблема: сегодня травмировали руку, а завтра могут и голову разбить. Такое отношение к журналистам распространяется по всей властной вертикали. Пример подает охрана высших должностных лиц, которая неоднократно демонстрировала грубость и хамство по отношению к работникам СМИ. Мелкие чиновники также позволяют себе нагло относиться к прессе. А правоохранители или сами бьют журналистов, или спокойно наблюдают, как это делают другие, что со стороны милиции является нарушением закона. Председатель Временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам предотвращения цензуры Ирина Геращенко заявляла, что почти на все обращения о грубом отношении к журналистам из прокуратуры или милиции приходят отписки. Даже депутаты не могут заставить наказать нарушителей прав журналистов. Едва ли не единственный случай, когда милиция извинилась перед журналисткой, случился в Хмельницком. В свое время журналистке Людмиле Лунин один из тамошних милицейских начальников сломал диктофон. Когда на это отреагировала комиссия Ирины Геращенко, то городская милиция даже целую конференцию собрала и поговорила на тему сотрудничества со СМИ. Журналистке возместили стоимость диктофона. Но эта история лишь исключение, подтверждающее правило. Необъявленная война против журналистов свидетельствует не только о глупости чиновников и политиков, а еще и о том, что средств массовой информации все-таки боятся. Но при этом не знают, как их приструнить. Вот и применяют силовое давление. Сила есть, ума не надо.

lukanov