Мнения

Законотворчество — самый доходный бизнес

Андрей Уманец, специальный корреспондент

Самым доходным, скорее всего, будет тот бизнес, ведение которого не будет связано никакой ответственностью — ни уголовной, ни социальной, ни экологической, ни какой-либо иной. Делай, что хочешь, и знай греби себе деньги лопатой — бояться-то нечего. Даже если и уличат в каком-то непотребстве, ничего сделать не смогут — ответственности ведь нету!

Существование подобной ситуации казалось мне утопическим до тех пор, пока я не озаботился мыслью: а какую ответственность несут народные депутаты за принятые ими законы и другие решения? Получается, что никакой, разве только ответственность перед своей совестью.

Ну, если совесть для какого-то парламентария будет железобетонным авторитетом, это еще куда ни шло. А как быть в тех случаях, когда совесть не в особом почете у народного избранника? В конечном итоге приходится задаться вопросом: а есть ли какие-то механизмы, способные удержать депутата от преступной по своей сути деятельности? А группу депутатов? А солидную группу депутатов? Ответы на эти вопросы более чем очевидны.

Но при всем при том парламент — это орган, устанавливающий правила игры для всего общества и для всех без исключения сфер общественно-государственной жизни. Любое решение данного органа оказывает самое непосредственное воздействие либо на весь народ, либо на его значимую часть. А если эти решения будут идти вразрез с интересами общества, но в угоду интересам узкой группы лиц? В итоге получаем вполне конкретные сознательные действия, разбалансирующие жизнь общества, но практически всегда остающиеся безнаказанными.

Мне кажется, причина существующего в стране законодательного бардака как раз и кроется в том, что этот бардак создается совершенно сознательно и абсолютно безнаказанно. В конечном итоге, бардак имеет логику — крайне узкая группа людей может делать все, что угодно, и извлекать выгоду из чего угодно. И все это — за счет крайне широкой группы людей, т. е. всего остального населения страны. Дивиденды от такого положения вещей, скорее всего, оставят далеко позади рентабельность торговли нефтью, газом, оружием, наркотиками и т.д.

Может создаться впечатление, что в данном случае упускается возможность политической ответственности. Главное достояние демократии — свобода выбора, позволяющая убирать из парламента и других органов тех людей, что зарекомендовали себя не должным образом. Но не стоит забывать, что правила избирательных кампаний тоже устанавливаются парламентом. Разве сложно свести все к ситуации, когда выбора фактически не остается либо же он имеет только иллюзорную зависимость от воли народа? Но деньги, вкладываемые в избирательные кампании, подчас поражают воображение. Неужели вкладчики не преследуют никаких личных выгод и действуют исключительно с точки зрения общественных интересов? Круг замыкается: деньги — это власть, власть — это деньги.

Искренне прошу считать все вышесказанное чисто теоретическими размышлениями, не подразумевающими конкретных лиц и ситуаций. Вынужден делать такую оговорку, поскольку принадлежностью к крайне узкой группе людей похвастать не могу.

umanets