Мнения

Закон не запрещает колядовать в судах

Колонка Андрея Уманца, специального корреспондента

В судебной системе все чаще происходят события, которые еще несколько месяцев назад считались бы категорически невозможными, если не фантастическими. Массовый приход регионалов во власть не только меняет мировоззрение судей, но и переворачивает картину действительности в судах.

В этой связи прозвучавшее на прошлой неделе заявление адвокатов экс-главы Львовского апелляционного админсуда (ЛААС) Игоря Зварыча видится намного более серьезным, чем есть на самом деле. Хотя, казалось бы, куда уж серьезнее: «Игорь Зварыч во время ознакомления с материалами уголовного дела обнаружил многочисленные подделки, исправления и исчезновение процессуальных документов, вещественных доказательств и материальных ценностей». В том числе господин Зварыч не смог найти «видео, записки и многие другие «доказательства», в существовании которых Генпрокуратура убеждала общественность через СМИ».

В среде знающих людей мало у кого есть сомнения, что в первую очередь дело Игоря Зварыча было политическим, а только потом уголовным. В конце 2008 г., когда появилась первая информация о деяниях и принципах работы господина Зварыча, до окончания полномочий председателя Высшего админсуда Александра Пасенюка оставался всего год. С командой главы Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко у него отношения не складывались — слишком независимую от ВСУ политику проводил господин Пасенюк. Официального подтверждения это не находит, но кулуарная информация неумолима: ВСУ занялся поиском железобетонных предлогов, чтобы не допустить переназначения Александра Пасенюка. Этого теоретически можно было бы достичь, если бы вскрылось реальное положение дел в суде, руководимом одним из ближайших соратников господина Пасенюка. Выбор пал на главу ЛААС Игоря Зварыча, в суде которого представителям СБУ было за что зацепиться.

Но в декабре 2009 г. Александр Пасенюк выстоял, продемонстрировал наличие у него поддержки не менее 3/4 судей админсудов. Не стоит недооценивать во всех этих процессах и роль команды регионала Сергея Кивалова, всегда заинтересованной в том, чтобы доставить неприятностей своему главному оппоненту — Василию Онопенко. И сегодня в политическом смысле экс-судья Игорь Зварыч стал никому не нужен. Тому же ВСУ не до админсудов — там пытаются защитить своих сторонников, чтобы не утратить остатки власти в судебной системе. Но если исходить из основоположного принципа власти «бей чужих — защищай своих», то в новых условиях Александру Пасенюку было бы теоретически выгодно, чтобы господин Зварыч претерпел минимальную ответственность. Если вообще претерпел бы ее.

«Уголовный кодекс не запрещает колядовать в судах»,— это фразу бросил тогда еще бютовец Андрей Портнов во время одного из заседаний комитета Рады по правосудию. В этом он, кажется, недалек от того, чтобы стать пророком. Теперь же господин Портнов работает одним из заместителей главы Администрации президента. Выходит, что к его словам придется отныне прислушиваться особенно внимательно, чтобы четко себе представлять, чего же еще не запрещают украинские законы.

umanets