Нина Мищенко, обозреватель отдела «Рынки»
Вместо реализации реформы здравоохранения Минздрав начинает засовывать палки в колеса нынешней системе. Ужесточение продажи рецептурных лекарств — одна из них. Согласно последнему заявлению главного медицинского ведомства, с 1 декабря рецепты будут выписываться больному с обязательным хранением верхней части выписанного рецепта и записью о назначении лекарственных средств или изделий медицинского назначения в медицинской документации (история болезни, медицинская карта амбулаторного или стационарного больного). При этом рецепты выписываются в двух экземплярах. Первый — для предъявления и хранения в аптеке или аптечном пункте, второй экземпляр остается больному.
Министр здравоохранения Украины Зиновий Мытник уже заявил, что украинцев нужно отучать от самолечения, а медиков заставят вспомнить латынь. Впоследствии в рецептах будут писать не коммерческое название лекарств, а действующее вещество. И тут возникает проблема. У самих больных. Например, моя мама принимает французский сердечный препарат «Плавикс», еще есть немецкий аналог «Клопидогрел-ратиофарм», потом словенский «Зилт» и украинский аналог, и еще ряд других вариантов. У всех у них действующее вещество CLOPIDOGRELUM, вот только качество сильно отличается. Пока «Плавикс» продается без рецепта.
Кто-нибудь скажет, что можно пойти в поликлинику? Только районное медучреждение обязано выписать ей, инвалиду второй группы, лекарство со скидкой. А льготных рецептов в поликлинике нет уже давно, но бумагу с названием французского препарата выписать тоже нельзя. Потому что больной может подать в суд за нарушение своих прав инвалида. А так нет бумажки — нет прецедента. И все умывают руки. Да даже если рецепт найдется, то вряд ли врач выпишет импортный препарат, «если есть более дешевый отечественный аналог» (а его цена меньше в несколько раз, а то и на порядок), а врача обвинят в растрате госсредств. И это только одно лекарство, а их — около десяти. И на каждое придется получать рецепт каким-то образом каждый месяц.
Многие газеты и телеканалы уже успели раздуть панику и заявить, что 70% средств будет продаваться только по рецепту, хотя министерство это опровергает. Большинство моих знакомых и друзей сейчас бегают по аптекам и скупают стандартный набор лекарств. Но немалая паника возникла у людей со специализированными заболеваниями. Не секрет, что такие жители страны зачастую не пользуются услугами районной поликлиники. Их болезни ведут другие врачи и в большинстве случаев — в частном порядке. Потому что нередко квалификация районных докторов не отвечает необходимым параметрам. Однако теперь Минздрав пытается завести таких больных в поликлиники. Зачем министерство это делает? Это большой вопрос. Благородная цель может привести к большим проблемам. Уже можно не говорить об очередях, которые возникнут в поликлиниках и больницах. Теперь участковый врач будет решать — выписать рецепт или нет. А за это уже можно брать деньги, потому что резко «могут заканчиваться бланки» или некоторые врачи будут продвигать препараты, за которые им неофициально платят фармакомпании. Но главное, непонятно, как ведомство собирается обеспечить всю страну за неделю до 1 декабря новыми бланками рецептов с «отрывными корешками»?