Можно сказать, что времена Харьковских соглашений ушли в прошлое. Сегодня подчиненные Виктора Януковича не размахивают в парламенте руками и не ломают черепа своим политическим оппонентам. Исчезла такая необходимость. Властная команда во главе с президентом создала механизм разведения общества, как котят. Когда Виктору Януковичу нужно пропихнуть какое-то одиозное решение, члены его команды начинают играть в игру — хороший царь и плохие бояре.
Именно так происходит с законопроектом от депутата-регионала Виталия Журавского о криминализации клеветы. Напомню, что Журавский инициировал поправку к Уголовно-процессуальному кодексу, согласно которой журналисты могут сесть за клевету на срок до пяти лет. Впрочем, не только журналисты, но и прочие граждане тоже могут пострадать от штрафов. За эту законодательную инициативу в первом чтении проголосовал парламент.
Естественно, это мракобесие вызвало мгновенную реакцию как внутри страны, так и за ее пределами. Многие украинские и западные общественные организации выступили против. Пресс-секретарь президента Дарка Чепак срочно созвала Межведомственную рабочую группу по вопросам свободы слова, которую она же и координирует.
И вот перед участниками заседания была разыграна целая комедия. Представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко гневно критиковал автора законопроекта Виталия Журавского за то, что тот пытается ограничить свободу слова. Дескать, президент Янукович воспринимает свободу высказываний как одну из главных демократических ценностей. Бедняга Журавский сидел весь пунцовый.
Выглядело так, будто в стадо любителей демократии от Партии регионов затесалась одна паршивая овца в лице Виталия Журавского, посягнувшего на высшие региональные ценности. В искренность гнева господина Мирошниченко можно было бы поверить, если бы не одна деталь: накануне он сам голосовал за законопроект Журавского. Впрочем, как и вся фракция регионов вкупе с сателлитами-литвиновцами и коммунистами. Голосовали «за» также Владислав Лукьянов и Елена Бондаренко, которые почем зря ругали Журавского и его идею.
Одним словом, весь этот спектакль перед многочисленными камерами был направлен на то, чтобы показать, дескать, царь Янукович за демократию, но какие-то негодяи — против. А потом всей подчиненной ему фракцией дружно проголосовать якобы вопреки мнению президента.
Приблизительно так же происходило и с законом о языках от Кивалова и Колесниченко. Увидев неслабую общественную реакцию на принятие этого закона в парламенте, Виктор Янукович пригласил к себе представителей интеллигенции якобы посоветоваться.
Он рассказал им о своей озабоченности судьбами государственного языка, обещал что-то улучшить и подправить. Демонстрировал стремление найти общественный консенсус. А после их ухода взял и подписал этот закон. Еще раз развел наивных интеллигентов, как котят.
Точно так же Янукович вел себя на международной арене, например, в случае с просадкой в тюрьму Юлии Тимошенко. Он делал невинные глаза и убеждал, что это не он, а устаревшее законодательство виновато, а также суды, которые никак от него не зависят.
Вот уже в который раз имеем ту же игру. И как же все это надоело. Вместо принятия законов, которые поддержали бы модернизацию, привлекли инвестиции, нафталиновые политики проталкивают законы, которые направлены на то, чтобы держать общество в узде.
Тоска да и только.