Мнения

Вселенная с рубильником

Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»

Нам почти всегда кажется, что интернет — это прекрасное и бесконечное пространство для дискуссий, самовыражения, а также самых сложных форм сублимации и культурного эпатажа. В интернете и благодаря ему зарождались целые направления в литературе, музыке; субкультуры и просто сообщества фриков, которые были обречены на одиночество в своем микрорайоне. Благодаря интернету появилась электронная почта и «удаффский» говор, на котором сейчас не разговаривают только совсем непродвинутые старушки.

Военные в своем стремлении сделать свои серверы неуязвимыми ненароком изобрели интернет. А с ним появилась и возможность издавать книги за океаном, смотреть концерты онлайн и переписываться с афганскими талибами. Все это настолько захватывало и воодушевляло, что эйфория, связанная с самим интернетом и новациями, которые в нем происходили, стали обыденным делом.

Если запретить рекламу табачных изделий и алкогольных напитков в печатных средствах массовой информации, на носителях наружной рекламы, на телевидении и радио, то в запасе всегда останется интернет. Там каждый недоросль может выбрать возраст по вкусу, место проживания и даже внешность. Если вы вдруг решите, что журналистика содрогается в предсмертных конвульсиях, а ваш талант еще никто не ценит, но он уже достоин «Нью-йорк таймс», то вы можете завести собственный блог и стать хроникером, папарацци и колумнистом одновременно. Так интернет становится последним прибежищем свободы и пристанищем всего протестного, неформатного и антисистемного.

При этом на наших глазах влияние всего происходящего в интернете растет и напрямую влияет на повседневную реальность. Правда, у восторженного восприятия интернета есть один маленький недочет. Все виды виртуальной борьбы, отстаивания прав, информирования, просвещения, да и просто банальной рекламы происходят на вполне реальных магнитных пластинах в телекоммуникационных шкафах, которые в свою очередь банально включены в розетку.

И кто контролирует рубильник, тот контролирует — все! Такой, казалось бы, простой и вопиющий с точки зрения интернет-эры подход замечательно работает до сих пор. Об этом прекрасно помнит один из постсоветских президентов. Вы там координируетесь через какие-то социальные сети? Ведете борьбу с режимом у себя в микроблоге? Отправляете сообщения через зашифрованные соединения интернет-телефонии? Тогда мы просто повернем рубильник в нужное положение, а пока вы ищете, как связаться со своими соратниками, парни с дубинками уже стоят у ваших дверей.

И никакой Facebook ни разу не возмутится тем, что он на сутки потерял миллион пользователей, а Google, продолжая «китайскую» практику, пойдет навстречу правительству и не будет индексировать «особо опасные» сайты, а twitter всегда будет перегружен. Украина не Китай — потери одной циферки в общей статистике даже никто не заметит. По-моему, история с отключением https-доступа в Беларуси заслуживает того, чтобы стать главой в пособии молодого оппозиционера или хотя бы отдельного «кейса», о котором грех не знать.

nesterov