Вчера поздно вечером стало известно, что Борис Ложкин продал Украинский медиа холдинг инвестору, далекому от медиа. А ранее был продан журнал «Фокус» неким бизнесменам, которые никогда на СМИ не специализировались.
Медиа-эксперты всполошились и стали высказывать предположения, что за всеми этими покупками стоит «семья», поскольку только у нее есть финансы для таких вливаний. Журнал же «Форбс», входящий в УМХ, прямо написал, что холдинг продается Сергею Курченко, то есть все той же «семье».
Ранее «семья» демонстрировала этакий стиль загребания под себя всего, что плохо и даже хорошо лежит. Вот и со средствами массовой информации они решили разобраться подобным же образом. Создать новые, как это в спешном порядке делает Сергей Арбузов, и подобрать существующие.
Работать с более-менее независимыми СМИ они не приучены, учиться не желают, да и не сумеют, пожалуй, ведь для этого нужны мозги совсем другого типа. Их мозги им подсказывают, что наиболее эффективным средством является полный контроль за СМИ. А для этого лучше всего иметь их у себя в собственности.
Могли бы, конечно, и банально отобрать, как поступали со многими другими предприятиями. Но СМИ — сфера особенная. В мире на брутальное к ним отношение реагируют слишком болезненно. Посему пришлось выкладывать какие-то миллионы, чтобы собственник Борис Ложкин не осерчал и лишний шум не поднял.
А тут московский гостарбайтер Владимир Федорин, создавший украинскую версию журнала «Форбс», сделал заявление, которое обрисовывает цель загребания из трех пунктов: «Заткнуть журналистам рот перед президентскими выборами, обелить собственную репутацию, использовать издание для решения вопросов, не имеющих ничего общего с медиа-бизнесом».
Появился неожиданно и другой игрок на этом рынке. Бывший главный редактор газеты «Сегодня» Игор Гужва, поработавший некоторое время в Москве в «Московских новостях», вдруг открыл бесплатную газету «Вести», прикупил малорейтинговый телеканал, обещает открыть журнал и радио. Понятно, что у него самого денег для этого нет. Просматриваются московские корни его активности.
Окупить эти активы весьма проблематично. Как и в случае c УМХ, можно предположить, что цели у создателей этого ресурса далеки от стремления создать цивилизованный медиа-бизнес. Скорее всего, это политика — влиять на формирование власти в 2015 г.
Таким образом, есть все основания полагать, что средства массовой информации на территории Украины информации с приближением президентских выборов все более будут превращаться в боевые листки тех или иных групп, владеющих ими.
Они все менее будут напоминать, собственно, СМИ, информирующие читателей, зрителей и слушателей о происходящем. Они будут стремиться вбить в голову потребителя некие догмы, как показывает практика, весьма далекие от действительности.
Будут ли им доверять? И не станут ли журналисты снова бойцами идеологического фронта, как во времена совка? Ближайшее будущее ответит на эти вопросы.