Андрей Деркач, заместитель главного редактора
На уроке, посвященном Дню партизанской славы, моим внучкам рассказывали о подвиге советской героини-подпольщицы Зои Космодемьянской. На мой вопрос «За кого она воевала?» одиннадцатилетние девочки растерянно ответили: «За Украину». Но глядя на мое вытянувшееся лицо, замялись и быстро исправились: «За Чернигов». В разговоре с классной руководительницей, проработавшей в школе более 35 лет, выяснилось, что детям рассказывали не только о Космодемьянской, но и о командире местного партизанского соединения Алексее Федорове. Вот только о «подвигах» Алексея Федорова во главе «особой тройки» в 1937-м году детям поведать почему-то забыли. Но если бывший первый секретарь обкома ВКП(б) Федоров имел непосредственное отношение к малой родине моих внучек, то Космодемьянская тут при чем? Оказалось, что школа, где учатся девочки, в 1980-е годы по советской традиции носила ее имя. Школьный музей с пухлыми альбомами и пожелтевшими фото, переписка с родственниками и знакомыми «героини» — все это сохранила школьный психолог. Эта дама и вещала детям о подвиге юной советской диверсантки, которая без колебаний поджигала избы в подмосковном селе Петрищево. А то, что жили в них русские крестьяне, для руководителей СССР и для самой «героини» не имело значения. Уничтожить своих граждан, чтобы уничтожить отдыхавших в селе нацистов, было тогда делом обычным. Правда, об этом детям тоже не сказали.
Команда, пришедшая к власти в Украине, слабее всего именно в гуманитарной сфере. Но ее лидеры четко усвоили — свято место пусто не бывает. Идея украинской государственности, которая открыла двери в большую политику маркшейдерам и завгарам, им глубоко чужда. Новых идей у властей нет. Вот и насаждают дни партизанской славы, вытаскивают набитые пропагандистским секонд-хендом альбомы. А дети, уже поучившись в расхристанной и плохо укомплектованной учителями и качественными учебниками, но украинской школе, теперь смотрят растерянными глазами на родителей, на дедушек и бабушек.
Помню истерику своей учительницы истории. Я спросил ее, парторга школы, о том, какую культуру несли русские войска на завоеванный Северный Кавказ, и чем эта культура была выше кавказской. После урока коллеги отпаивали ее валерьянкой. Мою учительницу парализовало от невинного вопроса, потому что ответа на него она не знала. А вот нынешние учителя имели возможность ознакомиться с различными трактовками и версиями исторических событий. Кто-то эту возможность проигнорировал, механически повторяя тексты из методичек и учебников, не пропуская новую информацию в сознание. Кому-то ближе советские штампы. Но ведь немало и тех, кто пытается быть объективным. Теперь они стоят перед выбором — превратиться в продавцов идеологического барахла по приказу из районо… или пойти против течения. Оба варианта рискованны. Приспособленцев ждет презрение да скудная учительская зарплата. И все новые компромиссы с совестью. Ведь после воспевания Зои Космодемьянской могут потребовать спеть «аллилуйя» предавшему отца Павлику Морозову. Тем, кто будет приучать школьников самостоятельно докапываться до правды, придется противостоять чиновникам. За все ту же скудную зарплату. Но, кроме нее, обязательно будет уважение. Дети уважают смелых.