Есть признаки начала очередной зачистки национального информационного поля. Верховная Рада не проголосовала законопроект, согласно которому на время предвыборной кампании должен быть наложен мораторий на проверку средств массовой информации.
Это значит, что власть оставила за собой административный рычаг влияния: как только журналисты перейдут некую, по мнению власть имущих, недозволенную грань — так сразу к ним пожалует проверка. То ли закроют, то ли оштрафуют, но работать спокойно точно не дадут.
Все это пока предположения. А вот в Харькове перешли к делу. Оперативно были закрыты телевещатели АТН, «Фора» и А/ТВК. Во всех случаях это делалось самым грубым образом — отключили да и все. А потом привлекли санэпидемстанцию и другие инстанции. При всех их отличиях у закрытых телевещателей одна общая черта: они не боялись критиковать власть.
Естественно, такое положение дел не могло оставить равнодушными общественные организации, занимающиеся свободой слова в Украине. 27 сентября в Харькове побывала миссия представителей общественных организаций под эгидой движения «Стоп цензуре», которая встретилась с представителями закрытых телекомпаний, харьковскими журналистами и мэром Геннадием Кернесом. В миссии принимал участие наблюдатель от представительства Европейского союза в Украине Дэвид Стулик.
Во время более полуторачасовой встречи с Геннадием Кернесом разговора по существу не получилось. Городской голова всячески избегал ответов на конкретные вопросы. В частности, его спрашивали о конфликте интересов, к которому он имеет отношение как собственник телеканала «Тонис», который до недавнего времени делил частоты с закрытым АТН. Частью акций владеет и его заместительница Марина Стаматина. В ответ господин Кернес разразился тирадой о своем юридическом образовании и уверениями в том, что законы он знает и не нарушает.
Наиболее содержательным оказался посыл предпринимателя и мэра Кернеса о том, что он, как руководитель городской власти, не может вмешиваться в отношения собственников каналов. Мол, они между собой ругаются, а власть должна отвечать. Участники миссии не приняли этот аргумент. И в своем заявлении отметили, что не разделяют мнение, что «прекращение вещания трех телеканалов произошло из-за сугубо хозяйственных отношений».
При этом господина Кернеса и его пресс-службу несколько раз уличили в неправде. Самый яркий пример — утверждение о том, что миссия якобы не заинтересовалась документами, предложенными мэром. Кернес и в самом деле обещал документально аргументировать свою позицию. Но обещанных документов так никто и не увидел. В отличие от телеканалов, которые документы предоставили.
Трудно сказать, по указанию сверху или по собственной инициативе, но власти Харькова продемонстрировали модель поведения по отношению к СМИ. Сначала провайдеры, на которых власть может влиять, или проверяющие службы отрезают от эфира либо лишают возможности печататься неугодные медиа. А потом власть делает вид, что «я не я и хата не моя». Таким образом в информационном поле остаются только те медиа, которые власть «любят» и хвалят. Если этот эксперимент прокатит сейчас в Харькове, то пройдет и по всей Украине.
Юрий Луканов, специально для «i»