Мнения

Убить Будду

Андрей Деркач, заместитель главного редактора

К чему ни прикоснется политик — все превращается в политику. Но если волшебная антилопа из известного мультфильма не стремилась увеличивать количество золота вокруг, то украинские державные мужи поступают вполне сознательно. Вот и депутат-регионал Вадим Колесниченко, известный как защитник прав русскоязычных, в очередной раз отличился. Разработанная им и зарегистрированная в Раде декларация «О достоинстве, свободе и правах человека» предполагает не просто вернуть мораль в политику, а зафиксировать в законе моральные императивы, прописать в законах положения морали. Господин Колесниченко не скрывает, что именно это является его целью. Об этом он сам сказал мне в телефонном разговоре. «К сожалению, это не закон, а декларация о намерениях. Но надо же с чего-то начинать»,— отметил политик. При этом автор проекта декларации предполагает в качестве основы для «моральной революции» в стране «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Симпатии депутата от Партии регионов известны, поэтому ничего иного ждать от него не стоит.

Предложение выглядит логичным, если он стремится обосновать доминирующее положение в стране русскоязычного меньшинства. Но если речь идет о морали как объединяющем элементе для всех украинцев, то выбор авторитета выглядит странно. Кроме «Русской православной церкви», в Украине миллионы православных, принадлежащих к другим церквям. А еще есть грекокатолики, иудеи, мусульмане, нелюбимые господином Колесниченко протестанты — депутат противопоставляет российский вариант православия протестантской этике Запада. Дескать, западные стандарты, заложенные в международных документах и в украинском законодательстве, на нашей почве добрых плодов не дают. Тут уместно напомнить, что атеизм насаждался на нынешней территории Украины более 70 лет. Ожидать, что ситуация исправится даже за 20 лет, было бы непростительной наивностью. А если учесть, что украинское православное сознание, которому свойственно скептическое отношение к земной власти, искоренялось 300 лет, то нынешнее положение вещей выглядит вполне естественным.

Инициатива господина Колесниченко выглядит так, как будто он никогда не читал Евангелия. Ведь Иисус, которого христиане считают Сыном Божьим, а мусульмане — Пророком, со своей проповедью обращался не к партиям, не к нациям, а лично к каждому.

В традиционно православных государствах сегодня влияние церкви меняется в зависимости от ее положения в обществе в предыдущие десятилетия. В Греции и на Кипре, где иерархи активно вмешивались в политику, сегодня эксперты отмечают ослабление позиций церковников и влияния их проповедей на общественные процессы. В Сербии и в Болгарии, где коммунисты в течение десятилетий боролись с «опиумом для народа», значение церкви выросло. При этом в Болгарии, например, где около 10% населения исповедуют ислам, никому не приходит в голову выдвигать христианскую мораль в качестве основы для консолидации общества.

«По делам их узнаете их»,— утверждает Евангелие. И хотя Вадим Колесниченко позиционирует себя как православный, я подозреваю в нем скрытого буддиста. Уж слишком точно его действия по возрождению морали вписываются в дзен-буддистскую максиму «Встретишь Будду — убей Будду».

derkach