Мнения

«Свобода» за Донбасс

Всеукраинское объединение «Свобода» нашло способ влюбить в себя Донбасс. Этот способ — борьба против сланцевого газа.

«Свободовцы» решили возглавить общественный протест разработке месторождения «Юзовское». Таким образом, создан прецедент, причем не только политический, но и психологический. «Свобода» за Донбасс — это что-то новенькое.

Конечно, в борьбе против сланцевого газа участвуют не только «свободовцы». Более того, на пятничный митинг под стены Донецкой облгосадминистрации вышли как раз другие («Фронт змін», «Укранський вибір», «МММ-Донбасс 2011»). Что-то там организационно непонятное получилось, с этой акцией, в результате протестные силы раздробились. Возможно, со «свободовцами» мероприятие получилось бы более ярким — они умеют «зажечь» по-настоящему.

Хотя все равно, вряд ли оно принесло бы более серьезный результат — облсовет уже принял решение, разрешившее Shell работы на Юзовском месторождении, и разрешил давно, 16 января. Так что акция от 1 февраля — классические кулаки после драки. Лучше так, чем никак? Ну, может быть.

Протест против власти — это всегда полезно. Пусть почешутся. Но тут огорчает другое. Политизация вопроса о Юзовском месторождении (совершенно неизбежная, кстати!) привела к результату, который можно было предсказать с закрытыми глазами. В ход пошли простейшие аргументы, которые, как правило, не подкрепляются ничем, кроме эмоций.

И тут уж не до технических нюансов процесса. Приняв как аксиому экологическую вредность предлагаемого метода добычи сланцевого газа путем гидроразрыва, большинство его противников не желает воспринимать аргументы, которые были бы способны опрокинуть их позицию.

Стоит появиться на горизонте какому-то техническому эксперту с парой слов насчет безопасности гидроразрыва — как тут же на него набрасываются, обвиняя в продажности. Мол, все твои речи проплачены известно кем.

Между тем, далеко не все донецкие технари продались с потрохами. Многих совершенно бесплатно возмущает, что суждения в узких вопросах берутся выносить люди, ни бельмеса в этих вопросах не смыслящие.

Представьте себе, что на трибунах «Донбасс Арены» появилась бы группа товарищей с плакатом «Луческу, если ты не поставишь на игру Марко Девича — будешь предателем национальных интересов Украины!». Как бы отреагировал на это Луческу, понятно. Но вряд ли эту группу товарищей поддержал бы хоть один вменяемый украинский тренер.

Добыча сланцевого газа по всему миру вызывает вопросы. Это правда. Везде с ней борются защитники окружающей среды. Это тоже верно. Но, как нам известно, и за среду тоже часто борются не бесплатно. Вон, в Болгарии добились моратория на разработку сланцевого газа. А теперь оказывается, что за всем этим маячит могучая тень «Газпрома» — того самого, который уже откровенно признал сланцевый газ угрозой для своего бизнеса.

Мы не станем, конечно, обвинять «Свободу» в том, что она продалась «Газпрому». Это, конечно, бред (хотя сюжет был бы интересный, согласитесь). Речь о том, что пока еще никто не смог неопровержимо доказать однозначный вред гидроразрыва при аккуратном соблюдении технологии.

А оппозиционеры ведут себя так, как будто бы такое доказательство существует (предлагая в качестве такового, например, фильм Джоша Фокса Gasland, номинированный на «Оскар», но полный натяжек, противоречий и искажений, уже детально разобранных учеными).

И что получается? С одной стороны, власти выдают за сказку то, что сказкой, весьма возможно, не является. С другой стороны, противники власти выдают за правду то, что является правдой только потому, что они (противники) этого хотят. Выбирай — не хочу…

Между тем, проблему должны обсуждать те, кто в ней досконально разбирается. И поскольку проблема не политическая, а техническая, то ее надо и отдать в руки технарей. Обеспечить их широкое представительство, полную свободу мнений и решений. И этот вердикт, а не мнение отдельных политиков, донести до народа.

Конечно, по доброй никто никогда такую независимую техническую комиссию в Украине не соберет. Ну, так может, оппозиция и заставит? Или не для этого нужна политика?

Автор: Евгений Ясенов

redaktsiya