Мнения

Двадцать лет назад развалилась советская империя

Споров об этом событии не счесть, основной причиной называют экономическую.

Союз не мог противостоять Западу в конкурентной, рыночной борьбе. Это так, но это стало следствием исчерпанности марксизма как идеологии. Хрущев обещал, что к 1980 г. мы будем жить при коммунизме. Так и случилось. Общее о коммунизме представление туманно: главенство принципа «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Как это? Унесешь, сколько сможешь? На самом деле общество развитого социализма и было итогом Марксового классового учения, где в результате пролетарии, как говорил Шариков, «все поделили».

Если глобально коснуться классового вопроса, то в Индии как в одной из колыбелей планетарной цивилизации общество издавна делят на четыре основных сословия (санскр. — варны): жрецы, воины-правители, торговцы и ремесленники-рабы (санскр.: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Пролетарии и есть шудры. Революции, в результате которых власть переходила от одного сословия к другому, уже произошли в Европе к XX веку: у духовенства власть отобрали короли, у тех — буржуазия, настал черед пролетарских волнений. В Англии пролетариев подкупили, в Германии — жестоко подавили. Александр Вертинский описывал в мемуарах, что когда немецкие полицейские расстреляли своих рабочих в 1918 г., те в смертельной панике бежали в парк строго по дорожкам. Сказалась ментальная дисциплинированность немцев. А в России, где руководствуются не «волей и разумом» («умом Россию не понять»), а эмоциями (с преобладанием отрицательных) и сердцем — голодные рабы победили. Кто был ничем, стал всем. Немецкий мыслитель Карл Маркс дал российским пролетариям четкую программу действий. Новая религия предложила вместо веры в Бога веру в светлое, полное материальных благ, будущее, а вместо Троицы — три головы на плакатах: Маркса, Энгельса и Ленина.

Развитой социализм пункт за пунктом выполнил заветы классиков марксизма-ленинизма: каждому зарплата 200 рублей, путевка в санаторий, социальные дотации, рабочий день — восемь часов. Но дальше для развития должен быть стимул? Уже сытый советский обыватель его не видел. «Совок» дурел от безделья и безнадеги, как герой «Полетов во сне и наяву». Марксистская «уравнительная» идеология не работала — все и так было уравнено, а Запад искушал многообразием форм досуга, техническими достижениями и предметами роскоши.

Однако и западная рыночная модель за двадцать лет не прижилась здесь. Она не рифмуется со славянским менталом, не уважают тут за количество денег. Коллективное мышление оказалось здесь сильнее индивидуального, а значит, «хороший человек» ставится выше «хорошего профессионала». Зато испытание диким капитализмом мы прошли, избавившись от вредной рабской привычки завидовать западному благополучию.

Как проявляется наше стихийно-коллективное мышление? Да вот, к примеру, отменили корпоратив сверху. Что делает народ: собирается стихийно. Западному человеку никогда не понять смысл фразы: «Соображать на троих». Это чисто наш славянский секрет.

Константин Рылёв, специально для «i»

rylev