Юрий Луканов, специально для «i»
Покушение на российского журналиста Олега Кашина не является внутренним делом России. Хотя бы потому, что подобные тенденции усиливаются и в Украине: коллег не просто бьют, но и убивают. После десятилетней паузы с момента убийства Георгия Гонгадзе есть основания полагать, что нет в живых исчезнувшего летом Василия Климентьева. Его враги наверняка довольно потирают руки: сунул нос «не в свое дело», вот и получил. Олег Кашин остался жив, но в этих историях есть и общее — написанное российским журналистом так же было не по душе власть предержащим.
Напомню, что сотрудника российской газеты Олега Кашина зверски избили двое неизвестных, поджидавших его у дома. Камера видеонаблюдения зафиксировала это преступление, а запись попала в интернет. Когда смотришь это видео, становится жутко. Нападавшим было недостаточно сбить жертву с ног. Лежащего на земле журналиста продолжали избивать чем-то похожим на металлический прут. Вещи и содержимое карманов нападавших не интересовали — значит, целью было не ограбление.
Незадолго до нападения на сайте прокремлевской организации «Молодая гвардия» появилась статья с обвинениями нескольких журналистов, которые якобы являются врагами России. Их назвали фашистами, а возле фотографий было нечто вроде штампа со словами «Должен быть наказан». Но не только юная кремлевская поросль, но и сам Кремль демонстрировал Кашину свое недовольство. 11 октября его, несмотря на аккредитацию, не пустили на встречу президента Дмитрия Медведева с рок-музыкантами. Журналисту сообщили, что его внесли в черный список. И сколько бы сегодня российская власть ни делала вид, что она к покушению на Кашина не имеет отношения, ей вряд ли кто-то поверит. Все-таки убийство Анны Политковской и многих других представителей пишущей братии наложили несмываемое пятно на репутацию Кремля.
По странному стечению обстоятельств за неделю до инцидента с Кашиным я случайно наткнулся на книгу московской журналистки Елены Трегубовой «Прощание кремлевского диггера» и купил ее. В ней автор продолжает описание нравов российского политикума, которые начала в «Байках кремлевского диггера». Елена Трегубова описала свои ощущения после взрыва дверей ее квартиры. До нее не сразу дошло, что целью подрывников была она сама. Нам всем кажется, что это невозможно, что не могут вот так просто отобрать твою жизнь только за то, что ты написал не понравившуюся кому-то статью. Оказывается, могут.
За последние пять лет украинские журналисты привыкли к вольготной жизни. Конечно, они попадали в конфликтные ситуации, их даже били, иногда сильно. Но это был детский лепет по сравнению с тем, что происходило в России. Ныне украинских журналистов начали избивать гораздо методичнее. Но журналисты — это первый шаг. Если их «обуздают» и заткнут рот, освещать борьбу за выживание малого и среднего бизнеса будет некому.