Мнения

Саакашвили победил его бывший спонсор. Украинские предвыборные аналогии

В Грузии победил президента Саакашвили пророссийский олигарх, раздающий деньги. Причем пообещавший не мстить сопернику. В Украине Партия регионов и Объединенная оппозиция «Батьківщина» говорят: или мы, или они.

Только УДАР не занял антагонистическую позицию в силу прагматичности своего лидера Виталия Кличко. ПР твердит о том, что они «преодолели руину предшественников». В Сети обнародовано видеообращение Юлии Тимошенко к народу: «Каждый день здесь превращается в ад. И это непосредственно план Януковича». Арсений Яценюк, «второе первое» лицо оппозиции, заметил, что «кроме нас Виктора Януковича никто не остановит». И добавил: «Не вижу никого, кто вытянет Украину из лап соседнего государства и будет двигать страну в сторону Европы». Украину надо «спасать» от России?

А Бидзина Иванишвили, лидер «Грузинской мечты», победившей вчера провластную партию «Единое национальное движение» и ожидающей, по предварительным данным, получить 100 мест (из 150) в парламенте Грузии, сообщил, что «мы сегодня должны объединиться, забыть обиду и начать строительство новой Грузии».

Что касается России, в отличие от президента Саакашвили, Бидзина пообещал избирателям на этом направлении «нормализовать отношения». Это для него — естественно, ведь свое пятимиллиардное состояние ($5,5 млрд., 25-е место в списке 200 богатейших бизнесменов Росcии по версии журнала Forbes за 2011 г.) бизнесмен заработал, начиная в с 1990-х гг., именно в Москве. Ему до последнего времени принадлежали банк «Российский кредит» и сеть аптек «Доктор Столетов». Чтобы не быть связанным политически своими российскими активами, он их недавно продал. Но владельцем акций «Газпрома» и «Лукойла» он быть не перестал. В 1996 г. Иванишвили финансово поддерживал генерала Александра Лебедя. А с 2004 г. — Михаила Саакашвили.

По некоторым сведениям, президент Грузии в 2010 г. потребовал от олигарха финансовых вливаний в размере $1,5 млрд. Иванишвили отказал, резонно расценив, что ему выгоднее вкладывать средства в собственную партию, которой стала «Грузинская мечта — демократическая Грузия», основанная всего полтора года назад. В украинском варианте — это все равно что Пинчук, Ахметов или Фирташ решили непосредственно участвовать в политике.

«В благодарность» Михаил Саакашвили лишил бывшего спонсора гражданства, но не смог этим остановить напор своего теперь  политического соперника.

Иванишвили на свои капиталы практически содержит Сачхерский район Грузии, откуда он родом. Все дома и инфраструктура там отремонтированы за его счет. Каждой паре молодоженов от него вручается $3000. Огромные субсидии — медицине. Здесь напрашиваются аналогии, уж простите, с Муамаром Каддафи, который буквально забрасывал ливийское население всяческими льготами. Неудивительно, что оставшаяся часть Грузии тоже захотела жить, «как Сачхере». К тому же Иванишвили, с одной стороны, провозгласил борьбу с «ползучей диктатурой» Саакашвили, а с другой — объявил о политике национального примирения.

Виталий Кличко тоже критикует действующую власть, но в не в духе: или-или. Материально пообещать, в отличие от Иванишвили, он может немного. Как он заявил на августовском съезде УДАРа: «Я сделаю так, чтобы человек за месячную зарплату смог купить холодильник или стиральную машину, за пять лет — автомобиль, за десять лет — жилье». Гораздо скромнее.

Внутри украинского общества, как и внутри российского, мощный социальный заказ на справедливый суд над коррупционерами. Путин, по сути, «подвесил» этот вопрос. Он не стал «сливать» бояр из «Единой России», что породило колоссальное социальное напряжение.

В Украине верхушка тоже только декларативно борется с коррупцией. Кто и как здесь может вершить такой суд? УДАР очень грамотно построил идеологическую программу — обещанием «народного контроля», то есть контроля снизу. «Пришло время  УДАРа»! Однако кто конкретно будет «ударять», в случае их победы?

№3 в их списке — экс-глава СБУ и экс-председатель политсовета ющенковской «Нашей Украины» Валентин Наливайченко. Что помешало ему отправить «бандитов в тюрьмы» при оранжевых? Не до того им было — СБУ тогда завела уголовное дело против советских чиновников, виновных в организации голодомора, и заказала себе гимн. Сейчас исправится?

Экономический блок УДАРа. №7 в их партийном списке — экс-глава Минфина в правительстве Тимошенко Виктор Пинзеник. О его профессиональных качествах рассуждает известный политик и экономист Александра Кужель: «Если мы говорим, например, об экономике, то мне страшно, что у Кличко есть Пинзеник, для меня это нехороший сигнал, потому что сколько я нахожусь в политике, столько воюю с Пинзеником. Он должен нести ответственность за приватизацию, когда нас оставили всех идиотами: 90% национальных богатств страны владеют 100 человек в Украине».

Кстати, к вопросу о деньгах. Если Грузия надеется, что Иванишвили превратит всю Грузию в Сачхерский район (в чем я сомневаюсь), то, в случае победы партии Виталия Кличко, те же олигархи, которые правили, и останутся у власти. Слово «демократия», которое обожает повторять Иванишвили (а УДАР, как известно, тоже — это Украинский Демократический Альянс за Реформы), по сути — власть денег. И главный вопрос в этом случае: чьих? В Грузии сейчас понятно. А в Украине?

Разумеется, олигархи поддерживают, в первую очередь, партию власти. «Ударники» давали торжественно клятву на своем съезде, что ни за что не перейдут в ПР. Но и не надо. Виталий оставил за собой право совместных голосований с Партией регионов. Он сказал: «Если вопросы будут принципиально на пользу государству, мы будем голосовать с Партией регионов. Если вопросы касаются интересов людей, страны, эти вопросы могут объединять разные партии».

А главный вопрос, объединяющий разные партии,— это распределение материальных ресурсов. На чьи средства предполагается УДАРом создание «органов народного контроля за властью»? Олигархические? Олигархи будут контролировать себя? Почему-то кажется, что все это можно осуществить только в красивом партийном буклете. Нет, какое-то перераспределение полномочий и власти обязательно должно произойти после выборов. Но оппозиционность УДАРа быстро закончится. Практически не начавшись.

Примерно, как и «демократичность» Иванишвили. Создатель торгово-промышленной империи не может быть не авторитарной личностью. Но всем нравится «демократия» по-сачхерски — когда деньги раздают. Однако есть время раздавать деньги, а есть — собирать. И, как правило, второе наступает сразу после первого.

rylev