Мнения

Рабочие места не подвезли

Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»

Перефразируя Оскара Уайльда, иногда хочется сказать: «Наше поколение слишком много смотрит политических новостей по телевизору. Не остается времени, чтобы думать». Свежеприготовленная лапша, ежедневно звучащая c голубых экранов из уст политических вещателей-интерпретаторов, прочно охватывает тисками сознание среднестатистического украинца, увлекая его в навязываемый виртуальный мир идеологических и пропагандистских фантасмагорий, имеющих весьма мало общего с реальной действительностью.
Устав от рассказов о росте ВВП, кредитах МВФ, гарантированных газовых субсидиях и успешных тушениях пожаров, я решил окунуться на выходные в провинциальный мир в 50 км от Киева, чтобы столкнуться с прозой жизни и переоценить на свежем воздухе значимость информационных посылов ньюсмейкеров, а также их толмачей-говорунов.

Первое соприкосновение с родным поселком произвело тяжеловатое отрезвляющее воздействие. Выяснилось, что полгода спустя с момента моего последнего визита на отцовскую землю в провинции ничего не изменилось. Ни столичные политические скандалы, ни озвученные реформаторские программы, ни обещанные вливания зарубежных институциональных кредиторов не оказались способными поколебать естественное течение поселковой жизни.

На вопрос к родным и друзьям «О чем в народе бают?» ответ прозвучал все тот же: «Если в государстве ничего не изменится, в народе баять скоро совсем разучатся».

Тотальное безденежье, массовая безработица, деградирующая коммунальная инфраструктура, примитивное натуральное хозяйство, поголовное пьянство — всеобщая и банальная для Украины картина сегодняшнего положения дел дополняется разве что единственной новой тенденцией: на приусадебных участках участились случаи воровства. Как поясняют земляки, активная брокерская практика переселения в поселок несостоявшихся в столичной жизни бывших киевлян сослужила для местных устоев плохую службу — приезжие не проявляют склонности к сельскохозяйственному труду, предпочитая рыскать в ночное время по огородам, сараям и погребам в поисках пищи.

Впрочем, отдышавшись немного от столичного смога и шума на фоне безрадостных провинциальных реалий, начинаешь приходить со временем к парадоксальному и далеко не безрадостному выводу. Оказывается, что с точки зрения инвестиционной привлекательности у поселка дела обстоят не так уж и плохо. В наличии имеются тысячи квалифицированных рабочих рук, готовых вкалывать за мизерную по киевским меркам зарплату, относительно добротная трасса, связывающая поселок с Киевом, а также необъятные гектары песчаника, малопригодного для засева, однако вполне годящегося для размещения малых и средних промышленных производств, а также агропереработки.

Местные жители не перестают удивляться: почему нужно искать работу в Киеве, когда рядом, в 50 км от столицы, земля зарастает сорняками, а люди готовы выстраиваться в очередь к работодателям?

Не перестаю удивляться и я, вспоминая, как нынешняя власть так много и громко рассказывала о прагматиках, производственниках и профессиональных экономистах, которые создадут рабочие места и поднимут экономику. Полгода уже прошло. Сколько ждать дальше?

kilnitskiy